Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Ирина Константиновна Языкова на Священном Писании, прежде всего, Евангелии, и Священном Предании и традиции Церкви. Приведу мнение протодиакона Андрея Кураева, которое кажется мне вполне взвешенным и церковным: «Канонизирован был не образ правле ния Николая Второго, а образ его смерти, еслихотите, ухода с политической арены. Унего ведь были все основания для того, чтобы озлобиться, остерве ниться, последние месяцы своей жизни, находясь под арестом, кипеть зло бой и обвинять всех и вся. Но ничего этого не было. У нас есть его личные дневники, дневники членов его семьи, воспоминания охранников, слуг, и мы видим, что нигде нет ни тени желания отомстить, мол, вернусь к власти и всех вас припластаю. Вообще иногда величие человека порой определяет ся величиной понесенных им утрат»1. А вот мнение митрополита Антония Сурожского: «Почему можно счи тать возможной канонизацию Царской семьи? Критиковали Государя как Императора, как правителя, но никто никогда худого слова не сумел и не по смел бы сказать о нем как о семьянине, как о человеке. Его кротость, добро та, простота, смирение, супружеская верность, весь его облик - все это го ворило о том, что как частное лицо он истинный христианин. Он оказался на троне в самое трудное, самое сложное итрагическое время русской исто рии; он не справился с событиями, которые, как гроза, поднимались на го ризонте; но какой вывод мы можем из этого сделать? Можно ли быть уве ренным, что другой бы справился? Говорит это только о том, что в этот мо мент Николай II не оказался ни Петром Великим, ни Иоанном Грозным, что он не был одним из тех правителей, которые, как молот, дробили все вокруг и на время восстанавливали порядок, но так восстановленный порядок вел к новой трагедии. Это не пустые слова. Я могу привести две цитаты в дока зательство этого. Одна взята из письма Государя Императора: “Я имею боль ше чем предчувствие, полную уверенность, что я предопределен ужасным испытаниям ине получунаграды здесь, на земле. Быть может, нужна искупи тельная жертва, чтобы спасти Россию. Я буду этой жертвой. Да свершится воля Господня! Для России, для ее счастья я готов отдать и трон, ижизнь”... Разве здесь не отзвук слов Самого Спасителя, когда Его пригвождали ко кресту и кода Он молился: “Отче, прости им. Они не знают, что творят”? И разве человек, который так соединился с Христом, - я говорю сейчас и о Государе, и о Государыне, и о Цесаревиче, и о Великих Княжнах - разве они 1 «У него были все основания для того, чтобы озлобиться...» Интервью диакона Андрея Курае ва журналу «Вслух». http://www. pravmir. ru. 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz