Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Иконография царственных страстотерпцев совершенных по молитвам Царственным муче­ никам, и, естественно, стали появляться изобра­ жения Николая II. И поэтому, когда в 1981 г. Го­ сударь был прославлен Зарубежной Церковью, то это было естественным результатом процесса почитания, шедшего снизу В России все было иначе. Вплоть до конца 1980-х гг. здесь невозможно было даже помыс­ лить о канонизации Николая II. И даже когда об этом стали говорить, оказалось, что в церковных, а не только светских, кругах немало противни­ ков канонизации Государя. Большинство исто­ риков оценивает правление Царя как неудачное и слабое, что подтверждает и отречение Царя, его обвиняют в кровавых расправах (Ходынка, Ленский расстрел и проч.), в поражении в Японский войне и т. д. Но не это было главным аргументом противников канонизации, чистота веры Николая и Александры оказалась под сомнением. Вот мнение проф. МДА А. И. Осипова: «Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила от­ четливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма»1. Большинство противников канонизации отмечало, что гибель Императора Николая II ичленов его семьи не была смертью за Христа, а лишь актом по­ литических репрессий. Однако вопрос о религиозном смысле российской трагедии XX века продолжал волновать Церковь. Канонизация новомучеников, которая со­ вершалась поэтапно, а ей всегда предшествовала большая исследователь­ ская работа, все более и более раскрывала этот смысл. В 1992 г. клику свя­ тых была причислена Великая Княгиня Елизавета Федоровна иее келейница инокиня Варвара (Яковлева), также ставшие жертвами большевиков. Они были расстреляны в Алапаевске под Екатеринбургом, на следующий день после расстрела Царской семьи. Как известно, Елизавета Федоровна была родной сестрой Императрицы Александры Федоровны. Вместе с ней были расстреляны идругие членыЦарского Дома Романовых (см. выше). Однако это не только не приближало, а скорее отдаляло канонизацию Царской 1 Проф. А. И. Осипов. О канонизации последнего русского Царя, http://traditio-ru. org/wiki; См. также: Проф. А. И. Осипов. «О н так и не защитил своего народа». «В стреча» (Студенческий журнал МДА) N51, 1997. Св. блгв. Государь Николай Романов. Икона написана в 1997 г. Ныне находится в одном из московских храмов. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz