Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Иконография царственных страстотерпцев совершенных по молитвам Царственным муче никам, и, естественно, стали появляться изобра жения Николая II. И поэтому, когда в 1981 г. Го сударь был прославлен Зарубежной Церковью, то это было естественным результатом процесса почитания, шедшего снизу В России все было иначе. Вплоть до конца 1980-х гг. здесь невозможно было даже помыс лить о канонизации Николая II. И даже когда об этом стали говорить, оказалось, что в церковных, а не только светских, кругах немало противни ков канонизации Государя. Большинство исто риков оценивает правление Царя как неудачное и слабое, что подтверждает и отречение Царя, его обвиняют в кровавых расправах (Ходынка, Ленский расстрел и проч.), в поражении в Японский войне и т. д. Но не это было главным аргументом противников канонизации, чистота веры Николая и Александры оказалась под сомнением. Вот мнение проф. МДА А. И. Осипова: «Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила от четливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма»1. Большинство противников канонизации отмечало, что гибель Императора Николая II ичленов его семьи не была смертью за Христа, а лишь актом по литических репрессий. Однако вопрос о религиозном смысле российской трагедии XX века продолжал волновать Церковь. Канонизация новомучеников, которая со вершалась поэтапно, а ей всегда предшествовала большая исследователь ская работа, все более и более раскрывала этот смысл. В 1992 г. клику свя тых была причислена Великая Княгиня Елизавета Федоровна иее келейница инокиня Варвара (Яковлева), также ставшие жертвами большевиков. Они были расстреляны в Алапаевске под Екатеринбургом, на следующий день после расстрела Царской семьи. Как известно, Елизавета Федоровна была родной сестрой Императрицы Александры Федоровны. Вместе с ней были расстреляны идругие членыЦарского Дома Романовых (см. выше). Однако это не только не приближало, а скорее отдаляло канонизацию Царской 1 Проф. А. И. Осипов. О канонизации последнего русского Царя, http://traditio-ru. org/wiki; См. также: Проф. А. И. Осипов. «О н так и не защитил своего народа». «В стреча» (Студенческий журнал МДА) N51, 1997. Св. блгв. Государь Николай Романов. Икона написана в 1997 г. Ныне находится в одном из московских храмов. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz