Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Ирина Константиновна Языкова жде чем решать иконографические проблемы, необходимо осознать духов­ ное значение канонизации и ее богословский смысл. Известно, что по поводу канонизации Государя было немало споров, ко­ миссия по канонизации РПЦ далеко не сразу пришла к положительному вы­ воду. Хотя значение этой трагедии было осознано Церковью едва ли не сра­ зу после ее свершения. Уже через три дня после расстрела, 8 (21) июля 1918 г. на богослужения в Казанском соборе в Москве св. патриарх Тихон в своей проповеди дал оценку этому злодеянию. Он сказал: «На днях свер­ шилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александро­ вич... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо Рос­ сии и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения сво­ его положения, безропотно покорился судьбе». По благословению патри­ арха Тихона духовенство стало совершать панихиды о Романовых, хотя со­ вершенно очевидно, что это было небезопасно. Многие считают это слово Патриарха своего рода благословением для почитания страдальцев. Екатеринбургская трагедия потрясла Россию, и хотя многие современ­ ники тех событий передличностью последнего Государя не испытывали пи­ етета, образ Царя-страдальца, разделившего судьбу растоптанной больше­ виками России, не мог не найти отклика в сердцах людей. Тем более многие сочувствовали невинно убиенным детям. Но советская власть, пришедшая «всерьез и надолго», делала все, чтобы вытравить монархические настроения. Сочувствие мученикам стало поли­ тически опасным, и в советской России мало кто открыто решался не то что почитать, но даже говорить о Царской семье. Если и оставались почитатели убиенного Государя в стране, то глубоко тайные. Считается, что в 1928 г. Государь и члены его семьи, расстрелянные с ним, были причислены к лику святых Катакомбной церковью. А в 1938 г. они канонизированы Сербской Православной Церковью. Однако докумен­ тальных подтверждений этому нам не удалось найти. В эмиграции, где после революции оказалось огромное число наших со­ отечественников, культ Царя-мученика сразу был поднят на щит. И это по­ нятно: расстрелянный монарх воспринимался многими как символ заму­ ченной России. В эмигрантской прессе появлялись сообщения о чудесах, 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz