Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Иконография царственных страстотерпцев в том числе ииконографического, лежит правило, установленное Церковью, а не мнением отдельныхлиц или групп. Кстати, иконография, где святой держит в руках икону, не редкость, так, например, встречаются образы преп. Серафима с иконой Царской семьи (хотя здесь хронология явно нарушена), гораздо логичнее изображать Ни­ колая с иконой преп. Серафима, и такие иконы существуют. С образом Государя в руках изобра­ жают также Иоанна Шанхайского, новомучени- ка Василия Иванова, который пострадал именно за почитание Николая II, и др. Интересным и оригинальным, при этом впол­ не укладывающимся в рамки канона, мне кажет­ ся образ, написанный московским иконописцем АнтономЯржомбеком для церкви Троицы в Хох­ лах (Москва), которая называется «Мученики Ипатьевского дома и Алапаевской шахты», где представлены все, кто замучен в Екатеринбурге иАлапаевске. Здесь на одной иконе соединяются образы почитания РПЦ, канонизировавшей только Царскую семью, и РПЦЗ, причислившей к лику святых и окружение Царя, всех принявших мученический венец в доме Ипатьева, и здесь же мы видим погибших вАлапаевске: прмц. Елизавету Федоровну и инокиню Вар­ вару, ВеликихКнязей СергеяМихайловича, Игоря Константиновича, Иоан­ на Константиновича, Константина Константиновича и князя Владимира Палея. Наиболее иконографически устойчивым и богословски оправданным является изображение Царской семьи в соборе новомучеников и исповед­ ников Российских, где она по праву занимает центральное место. Описанное нами множество образов (а что-то, несомненно, осталось и за пределами рассмотрения), с одной стороны, свидетельствует о боль­ шом интересе российского общества к Царской семье и вообще к новому- ченикам, с другой, говорит о том, что в Церкви не выработан канон изобра­ жения Царственных страстотерпцев, общепринятый образ не найден, и каждый иконописец изобретает нечто свое или пользуется разработками других, не слишком понимая, что в них приемлемо, ачто следует отвергнуть. Причина этого, на мой взгляд, в том, что церковно образ Царской семьи еще глубоко не осмыслен. Что же нужно, чтобы иконография сложилась? Пре­ Мученик Василий Иванов. 2006 г. 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz