Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Иконография царственных страстотерпцев Императрица Александра Федоровна. 1990-е гг. Св. мученик Цесаревич Алексей. 2000-е гг. Святые Царственные страстотерпцы. (Откр. 7:14). Чаще всего белизна одежд подчер кивается красным фоном, еще более выявляю щим мученический аспект образа. Этот апокалиптический образ лег в основу особого сюжета, который называется «Снятие пятой печати», где изображается Царская семья, предстоящая перед престолом Божьим, на кото ром восседает Спаситель и Судия Христос. Такая икона почитается, например, в Московском Сре тенском монастыре. Правда, богословски этот образ не очень точен, ибо Пятая печать в Откро вении Иоанна Богослова обозначает души, уби енные за слово Божие, а гибель Царской семьи не была связана напрямую с исповеданием веры. Здесь-то и пролегает очень тонкая грань между мученичеством и страстотерпчеством. Однако чаще всего Царскую семью изобра жают без учета мученического или страстотерп- ческого смысла, просто как образ канонизиро ванной власти. Поэтому их облачают в княже ские илицарские одеяния, горностаевые мантии, представляют с коронами или венцами на голо вах, этим всем прославляется не столько подвиг Царственных страстотерпцев, сколько цар ственность этих святых. На некоторых иконах Царская семья пред ставлена на фоне креста или в руках изображены кресты, и тогда эти детали ясно указывают на подвиг страстотерпцев. Надписания икон также сильно разнятся: в большинстве икон надписано «страстотерп цы» в соответствии с канонизацией на Соборе 2000 г., но немало образов, в которых Царская семья именуется «мучениками», как это приня то в РПЦЗ. А на некоторых иконах встречается уже совсем недопустимое именование «Царь- искупитель». Такое надписание явно свидетель- 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz