Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Ирина Константиновна Языкова дры Федоровны вместе на одной иконе, хотя чаще их изображают в среднике, а на полях Княжны и Цесаревич. Чаще всего они представлены в ус­ ловно царских одеяниях. Есть иконы, на которыхАлександра Федоров­ на изображена одна. Ее одеяние может быть и царским, и просто декольтированным платьем, она изображается с короной на голове или без нее. На одной иконе Александра предстает в одежде сестры милосердия и с иконой Богома­ тери Знамения в руках. Образ Царевича Алексея также нередко пи­ шут на отдельных иконах. Он предстает то в кня­ жеском одеянии, то в простой гимнастерке или даже в матроске, то в белой или красной (все символы мученичества) тунике. Однако большинство икон представляет нам всю Царскую семью единой группой. Но и здесь мы также видим великое множество вариантов. Напри­ мер, на соборе во время канонизации была представлена икона, где Государь иЦесаревич былиизображены в гимнастеркахи без корон, а Царица иКняж­ ны - в условно княжескихплатьях (автор Александр Соколов). Здесь подчер­ кивался непарадныйхарактер образа, а именно страстотерпческий: Государь без короны, поскольку он отрекся от нее, Цесаре­ вич без короны, потому что он уже не наследник, а Царица и Княжны в княжеских одеяниях, что указывает на связь с древнерусской традицией, для которой был характерен чин страстотерпцев. В соборе Екатеринбурга хранится икона, где Ца­ рица иКняжны в одеждах сестер-милосердия (ав­ тор Е. Водичева), это также должно символизиро­ ватьмилосердныйхарактер служениянароду, ради которого и пошла на подвиг Царская семья, став заложницей революционной ситуации в стране. На некоторых иконах все, включая Царя и Царицу, одеты в белые одежды, что отсылает нас к образам Апокалипсиса: «это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца» Св. Царственные мученики Николай и Александра. Автор Б. Федоров. Сергиев Посад. 2000-е гг. Св. страстотерпец Царь Николай. Автор Виталий Воронцов. 2000-е гг. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz