Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Иконография царственных страстотерпцев канонизации в РПЦ. Это не могло не оказать влияние на сложение иконографии Царской се мьи в России. В центре трагедии, безусловно, стоит фигура Государя Императора. И потому первые изобра жения касались именно его. По сей день пишет ся немало отдельных образов Николая II. И если проанализировать эти изображения, то можно убедиться, что у иконописцев нет единого под хода: на однихиконах Государь изображен в гим настерке, на других - в традиционно-иконопис ном княжеском одеянии, на третьих - в мундире и горностаевой мантии, на четвертых - в белых одеждах, на пятых - в красном плаще мученика и т. д. Нередко Николай представлен с короной на голове или с венцом, с шапкой Мономаха, с цар скими регалиями в виде скипетра и державы, с георгиевским крестом и дру гими орденами, лентами и проч., есть иконы, где на голове у Царя офицер ская фуражка, немало икон, где он изображен и вовсе без головного убора, без каких-либо регалий и отличительных знаков, как бы в предельном уни чижении. Встречаются иконы оплечные, полуфигурные, ростовые и даже на коне, где Царь представлен подобным святому Георгию. Встречаются житийные иконы Государя, на полях которых изображены эпизодыжизни имученичества Николай и всей его семьи. В одних иконах подчеркивается его служение государству, в других - только подвиг последних месяцев, проведенных в Ипатьевском доме, и за тем расстрел у Ганиной ямы. Есть иконы, на которых мученический подвиг Царя предельно сакрализируется имы видимизображение головына блюде, наподобие усекновения главы Иоанна Предтечи. Приходилось видеть ико ну, на которой Николай изображен у престола, на котором стоит потир, и он как священник (правда, при этом в гимнастерке) совершает жертво приношение. Но, как правило, подобные изображения исходят из тех марги нальных групп, которых немало в России и которые почитают Царя Нико лая II как искупителя. Есть и маргинальные иконографии в Зарубежной Церкви, например, на однойиконе Николай представлен в патриаршем клобуке, хотя это абсолют но неканонично. Встречаются изображения Императора Николая иИмператрицыАлексан Св. блгв. Государь Николай Романов на коне. 1990-е гг. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz