Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Иконография царственных страстотерпцев канонизации в РПЦ. Это не могло не оказать влияние на сложение иконографии Царской се­ мьи в России. В центре трагедии, безусловно, стоит фигура Государя Императора. И потому первые изобра­ жения касались именно его. По сей день пишет­ ся немало отдельных образов Николая II. И если проанализировать эти изображения, то можно убедиться, что у иконописцев нет единого под­ хода: на однихиконах Государь изображен в гим­ настерке, на других - в традиционно-иконопис­ ном княжеском одеянии, на третьих - в мундире и горностаевой мантии, на четвертых - в белых одеждах, на пятых - в красном плаще мученика и т. д. Нередко Николай представлен с короной на голове или с венцом, с шапкой Мономаха, с цар­ скими регалиями в виде скипетра и державы, с георгиевским крестом и дру­ гими орденами, лентами и проч., есть иконы, где на голове у Царя офицер­ ская фуражка, немало икон, где он изображен и вовсе без головного убора, без каких-либо регалий и отличительных знаков, как бы в предельном уни­ чижении. Встречаются иконы оплечные, полуфигурные, ростовые и даже на коне, где Царь представлен подобным святому Георгию. Встречаются житийные иконы Государя, на полях которых изображены эпизодыжизни имученичества Николай и всей его семьи. В одних иконах подчеркивается его служение государству, в других - только подвиг последних месяцев, проведенных в Ипатьевском доме, и за­ тем расстрел у Ганиной ямы. Есть иконы, на которых мученический подвиг Царя предельно сакрализируется имы видимизображение головына блюде, наподобие усекновения главы Иоанна Предтечи. Приходилось видеть ико­ ну, на которой Николай изображен у престола, на котором стоит потир, и он как священник (правда, при этом в гимнастерке) совершает жертво­ приношение. Но, как правило, подобные изображения исходят из тех марги­ нальных групп, которых немало в России и которые почитают Царя Нико­ лая II как искупителя. Есть и маргинальные иконографии в Зарубежной Церкви, например, на однойиконе Николай представлен в патриаршем клобуке, хотя это абсолют­ но неканонично. Встречаются изображения Императора Николая иИмператрицыАлексан­ Св. блгв. Государь Николай Романов на коне. 1990-е гг. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz