Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Ирина Константиновна Языкова ция не стала яснее, иконография Царственных страстотерпцев до сих пор не может считать устоявшейся, обретшей четкие канонические черты. Причи на, на наш взгляд, в том, что смысл этого образа, его духовная значимость не вполне осознана Церковью. Последний российский Император Николай Александрович Романов и вся Царская семья - Императрица Александра Федоровна, их дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Цесаревич Алексей были расстреляны в 1918 г., а причислены к лику святых только в 2000 г., то есть более чем че рез 80 лет. Решение о причислении Романовых к лику святых принималось трудно, можно сказать, это было выстраданное решение Св. Синода и Па триаршей Комиссии по канонизации, возглавляемой митрополитом Юве налием. Историческая обстановка на тот момент в России, надо сказать, мало располагала к такому решению, но этот шаг был сделан. Многие из-за этого обвиняли Церковь в политической конъюнктуре. Совершенно иной контекст сопровождал канонизацию Царской семьи Синодом Русской Зарубежной Церкви, потому она и произошла на двадцать лет раньше. Важно отметить, что РПЦ канонизировала их в чине страсто терпцев, Зарубежный Синод - как мучеников. При этом РПЦЗ причислила к лику святых также всех пострадавших вместе с Царской семьей, так же как мучеников, пострадавших от болыпевиков-безбожников: это семейный врач Евгений Боткин, повар ИванХаритонов, камердинер Алексей Трупп, горнич наяАнна Демидова. После воссоединения РПЦ и РЗПЦ восстанавливается не только Евха ристическое общение церковного народа, но иутверждается почитание об щих святых, к которым относится и Царская семья. Хотя различие в чине канонизации создает здесь определенные проблемы в создании канониче ского, то есть общепринятого образа. Необходимо упомянуть о существовании маргинальных групп, про славляющих Николая II как Царя-искупителя. И хотя это нельзя напрямую назвать канонизацией, тем не менее, это оказывает влияние на сознание церковного народа и на образы, которые пишут иконописцы. Проследим, как это осуществляется на практике. Первые иконописные изображения Императора и Царской семьи поя вились на Западе еще в 1920-1930-х гг.1и стали приходить в Россию еще до Мне приходилось видеть фреску с изображением Николая II в Сербии, написанную еще до Второй мировой войны. 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz