Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Приветственное слово архиепископа Симона и даже запретной. Актуальность ей придает предстоящее в следующем году 400-летие Дома Романовых, и, может быть, даже в большей мере - все те не­ урядицы, которые переживает сейчас Россия. Именно это и еще многое другое заставляет нас собираться вместе, раз­ мышлять и говорить, анализировать и сопоставлять ситуации и «злобу дня», находить им разрешение. Понятно, что для полноценной, полнокров­ ной, совершенной жизни одних разговоров недостаточно, должна быть практика, должно быть адекватное действие, должно быть созидание. Толь­ ко тогда разговоры становятся небесполезными, ненапрасными, «не всуе». Вот тут, дорогие отцы, братья и сестры, видится очень важным то, чтобы придать нашему общению, а в общении всем нашим побуждениям, мыслям, разговорам и действиям насколько можно конкретный, конструктивный и созидательный смысл. Не просто конференция или, скажем, шикарная конференция (много участников, солидные люди, поездки, города, Варзу- га), а выступления не ради выступлений, не ради формы или тщеславия, не только потому, что это актуально и нужно сказать, как красное словцо, «а там хоть не рассветай»... Мне бы хотелось, чтобы у каждого участника была своя позиция и своя «л еп т а » : дескать, вот она, я вношу ее в жизнь, вношу ее в конкретную ситуацию!.. Тема конференции емкая, говорить можно очень много, исследуя ее с са­ мых разных позиций и подходя к ней с самых разных сторон. Прежде всего, она историческая, но в такой же мере и политическая, социальная, церков­ ная, личностная, культурологическая, бытовая и т. д. То есть нам следует найти и определить сердцевину, стержень, чтобы держаться его. Этот стер­ жень не может, так сказать, идентично выражать и быть производным ни одной из только что названных или других каких-либо сфер, хотя, конечно, он должен присутствовать в каждой из них. Не может, кроме одной един­ ственной сферы - ДУХОВНОЙ. Не церковной, а духовной. Духовность, духовный фактор, духовный момент —вот изюминка, вот существо, суть, идея, позиция, цель, принцип, девиз нашей конференции, наших Феодори- товских чтений. Примите, пожалуйста, это как пожелание, как установку и благослове­ ние недостойного Божьего и вашего слуги—правящего архиерея. Духовный фактор должен быть выраженным по преимуществу в поведении, в отноше­ ниях, в докладах и выступлениях, и в резюме тоже. Говорил я в самом начале о радушии, гостеприимстве и взаимном благорасположении с умыслом, 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz