Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Приветственное слово архиепископа Симона и даже запретной. Актуальность ей придает предстоящее в следующем году 400-летие Дома Романовых, и, может быть, даже в большей мере - все те не урядицы, которые переживает сейчас Россия. Именно это и еще многое другое заставляет нас собираться вместе, раз мышлять и говорить, анализировать и сопоставлять ситуации и «злобу дня», находить им разрешение. Понятно, что для полноценной, полнокров ной, совершенной жизни одних разговоров недостаточно, должна быть практика, должно быть адекватное действие, должно быть созидание. Толь ко тогда разговоры становятся небесполезными, ненапрасными, «не всуе». Вот тут, дорогие отцы, братья и сестры, видится очень важным то, чтобы придать нашему общению, а в общении всем нашим побуждениям, мыслям, разговорам и действиям насколько можно конкретный, конструктивный и созидательный смысл. Не просто конференция или, скажем, шикарная конференция (много участников, солидные люди, поездки, города, Варзу- га), а выступления не ради выступлений, не ради формы или тщеславия, не только потому, что это актуально и нужно сказать, как красное словцо, «а там хоть не рассветай»... Мне бы хотелось, чтобы у каждого участника была своя позиция и своя «л еп т а » : дескать, вот она, я вношу ее в жизнь, вношу ее в конкретную ситуацию!.. Тема конференции емкая, говорить можно очень много, исследуя ее с са мых разных позиций и подходя к ней с самых разных сторон. Прежде всего, она историческая, но в такой же мере и политическая, социальная, церков ная, личностная, культурологическая, бытовая и т. д. То есть нам следует найти и определить сердцевину, стержень, чтобы держаться его. Этот стер жень не может, так сказать, идентично выражать и быть производным ни одной из только что названных или других каких-либо сфер, хотя, конечно, он должен присутствовать в каждой из них. Не может, кроме одной един ственной сферы - ДУХОВНОЙ. Не церковной, а духовной. Духовность, духовный фактор, духовный момент —вот изюминка, вот существо, суть, идея, позиция, цель, принцип, девиз нашей конференции, наших Феодори- товских чтений. Примите, пожалуйста, это как пожелание, как установку и благослове ние недостойного Божьего и вашего слуги—правящего архиерея. Духовный фактор должен быть выраженным по преимуществу в поведении, в отноше ниях, в докладах и выступлениях, и в резюме тоже. Говорил я в самом начале о радушии, гостеприимстве и взаимном благорасположении с умыслом, 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz