Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Николай Николаевич Павлюченков утверждает, что если кухарке и дадут подержать руль управления страной, то только для красивого сценического действа. На самом деле, наиболее от­ ветственные решения будут принимать не она и не подобные ей обыватели, а профессионалы, посвященные во все тайны мировой политики. Результа­ том же такого обмана будет то, что кухарка оставит свою кухню и начнет заниматься деятельностью, от которой никому, в том числе и ей самой, не будет никакой пользы. Флоренский пишет: «Задача государства состоит не в том, чтобы возве­ стить формальное равенство всех его граждан, а в том, чтобы поставить каждого гражданина в подходящие условия, при которых он сумеет пока­ зать, на что способен... Должно быть твердо сказано, что политика есть спе­ циальность, столь же недоступная массам, как медицина или математика, ипотому стольже опасная в рукахневежд, какяд иливзрывчатое вещество»1. Все избирательные права на власть, - пишет о. Павел, - это «старая ветошь, место которой в крематории... Есть одно право - право гения, сила тво­ рить» новый государственный строй. «Право это одно только нечеловече­ ского происхождения и потому заслуживает названия божественного»2. Неважно, как будет называться этот «творец культуры» - диктатором, пра­ вителем, Императором или как-нибудь иначе, мы, - пишет Флоренский, - «будем считать его историческим самодержцем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что пред нами чудо и живое явление творческой мощи человечества»3. Очевидно, что здесь, как и в черновиках 1917 г., о. Павел ведет речь имен­ но о самодержавной государственной власти, которая дается обществу от Бога как дар, и Флоренский прямо называет этот дар чудом, никак не связан­ ным с усилиями по организации и проведению выборов, формировании парламента, вообще с какими-либо идущими «сверху» или «снизу» попыт­ ками общественного или государственного переустройства. Также можно сказать, что этот дар нельзя заслужить стоя в пикетах или митингуя на де­ монстрациях. По мысли Флоренского, только свободное возвращение об­ щества к своим религиозным основам способно вызвать «историческое чудо» - установление самодержавной монархии как единственно «онто­ логической» власти, которая далее и утвердит общество и государство в подлинном Бытии, ориентированном на Вечность. 1 Там же. С. 390. 2 Там же. С. 393. 3 Там же. С. 393-394. 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz