Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Николай Николаевич Павлюченков утверждает, что если кухарке и дадут подержать руль управления страной, то только для красивого сценического действа. На самом деле, наиболее от ветственные решения будут принимать не она и не подобные ей обыватели, а профессионалы, посвященные во все тайны мировой политики. Результа том же такого обмана будет то, что кухарка оставит свою кухню и начнет заниматься деятельностью, от которой никому, в том числе и ей самой, не будет никакой пользы. Флоренский пишет: «Задача государства состоит не в том, чтобы возве стить формальное равенство всех его граждан, а в том, чтобы поставить каждого гражданина в подходящие условия, при которых он сумеет пока зать, на что способен... Должно быть твердо сказано, что политика есть спе циальность, столь же недоступная массам, как медицина или математика, ипотому стольже опасная в рукахневежд, какяд иливзрывчатое вещество»1. Все избирательные права на власть, - пишет о. Павел, - это «старая ветошь, место которой в крематории... Есть одно право - право гения, сила тво рить» новый государственный строй. «Право это одно только нечеловече ского происхождения и потому заслуживает названия божественного»2. Неважно, как будет называться этот «творец культуры» - диктатором, пра вителем, Императором или как-нибудь иначе, мы, - пишет Флоренский, - «будем считать его историческим самодержцем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что пред нами чудо и живое явление творческой мощи человечества»3. Очевидно, что здесь, как и в черновиках 1917 г., о. Павел ведет речь имен но о самодержавной государственной власти, которая дается обществу от Бога как дар, и Флоренский прямо называет этот дар чудом, никак не связан ным с усилиями по организации и проведению выборов, формировании парламента, вообще с какими-либо идущими «сверху» или «снизу» попыт ками общественного или государственного переустройства. Также можно сказать, что этот дар нельзя заслужить стоя в пикетах или митингуя на де монстрациях. По мысли Флоренского, только свободное возвращение об щества к своим религиозным основам способно вызвать «историческое чудо» - установление самодержавной монархии как единственно «онто логической» власти, которая далее и утвердит общество и государство в подлинном Бытии, ориентированном на Вечность. 1 Там же. С. 390. 2 Там же. С. 393. 3 Там же. С. 393-394. 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz