Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Философско-богословское обоснование самодержавной власти в наследии священника Павла Флоренского представляется, довольно трезво оценивает как ситуацию в России до 1917 г., так и ситуацию в начале 1930-х гг. Главная мысль его здесь состоит в том, что религию нельзя навязывать. Он напоминает, что именно из доре­ волюционных духовных семинарий вышли наиболее активные, деятельные безбожники; для Флоренского это внешний феномен скрытой проблемы, о которой он говорил давно и неоднократно. Теперь он фактически пред­ лагал новому советскому государству не повторять ошибок прошлого: не навязывать ни религию, ни атеизм. Церковь нужно оставить в покое: не гнать и не поддерживать со стороны государства. Пусть прежняя религия, а вернее, все ее оказавшиеся пустыми формы спокойно уйдут в прошлое. Флоренский отводит срок - «лет десять - пятнадцать», после чего, как ему казалось, испытывая духовный голод, общество, теперь уже свободно, снова вернется к религии1. О. Павел верил в то, что искренний, свободный духовный поиск челове­ ка, по крайнеймере, в России, снова приведет его кЦеркви, иэто будет та же Российская Православная Церковь, только в своем обновленном, очищен­ ном от всех вкравшихся в нее и чуждых ей стихий мира сего... И, наверное, не стоит спешить называть эту веру о. Павла столь уж наивной; ему не при­ шлось видеть мир таким, каким он оказался, начиная с середины XX века, когда стали делать все, чтобы человек вообще никогда не начал духовный поиск. Во всяком случае, в начале 1930-х гг. Флоренский исходилиз того, что государство, когда столкнется с духовным голодом в обществе, не будет по­ ощрять безумные развлечения иразгул страстей, а судовлетворением встре­ тит возрождение подлинной духовности исамо начнет проникаться религи­ озными началами. И это, по мысли Флоренского, станет решающим фактором для взыска­ ния обществом сакральной политической власти. Но прежде предстоит са­ мым решительным образом развенчать мифы о демократии и политической свободе с представительным правлением, т. е. с выборным парламентом. Это, - пишет Флоренский, - «есть обман и самообман масс». И этот само­ обман тем более опасен, чем более отвлекает человека в сторону от полез­ ной деятельности и вовлекает в политиканство. О. Павлу наверняка был известен ленинский тезис, согласно которому любая кухарка может управлять государством. Не называя имен и не указы­ вая тезисов, Флоренский фактически вскрывает сознательную ложь, зало­ женную в самой идее вовлечения широких масс в политику, и фактически 1 Там же. С. 402. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz