Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Николай Николаевич Павлюченков му при нынешнем состоянии человека можно только стремиться, он не счи тал, что этот идеал недостижим в принципе. В работе «Предполагаемое государственное устройство в будущем» Флоренский учитывает уже реальность начала 1930-х гг. Здесь можно ви деть, как он исходит из тех же своих представлений о государственной вла сти, которые были сформулированы ранее. В начале 1930-х гг. официальная советская идеология провозглашала первые победы в индустриализации страны и создавалось впечатление, что новое советское общество может успешно устроиться без Бога. Флоренский же, со своей стороны, фактиче ски констатирует, что общество, потерявшее Богом данную власть, пришло к глубокому внутреннему кризису. Из контекста видно, что эти указания о. Павла относятся к современному обществу вообще, включая как обще ство на Западе, так и в новой Советской России. «Наука, - пишет он, - не учит бодрой уверенности знания, а (учит) доказательству бессилия и необ ходимости скепсиса; автомобилизм (привел) к задержке уличного движе ния; избыток пищевых средств - к голоданию; представительное правле ние - к господству случайных групп и всеобщей продажности; пресса - к лжи; судопроизводство - к инсценировке правосудия и т. д. и т. д. Вся жизнь цивилизованного общества стала внутренним противоречием, и это не потому, что кто-либо в частности особенно плох, а потому, что разложи лись и выдохлись те представления, те устои, на которых строилась эта жизнь». И не нужно обманываться, - пишет далее о. Павел, - не война и не революция привели к такому тяжелому положению. Война и революция лишь ускорили обнаружение внутренних язв1. Конечно, «устои и представления», о которых идет речь, это - прежде всего, ориентация общества на ложные ценности, тот самый «имманен- тизм», о котором Флоренский писал в черновиках 1917 г. Человек лишился опоры в трансцендентном, попытался (прежде всего - внутри себя) разру шить связь своего земного бытия с бытием высшим и последствия этого не замедлили дать о себе знать. Отлученный от религии человек может не по нимать кризиса в своем внутреннем состоянии, но кризис в обществе дела ется очевидным для всех. В работе 1933 г. Флоренский предлагает ряд мер по нескольким направ лениям, из которых для нас в данном случае наиболее интересны вопросы религии и государственной власти. В отношении религии Флоренский, как 1 Флоренский П. Предполагаемое государственное устройство в будущем / / Флорен ский П. Иконостас. С. 392. 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz