Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Философско-богословское обоснование самодержавной власти в наследии священника Павла Флоренского критического анализа. Но при всем том, при наличии спорных, очень спор ных идаже, возможно, прямо неприемлемыхмоментов, некоторые заключе ния о. Павла в этой «Философии» являются очень замечательными. И одно из них - это обоснование потребности длячеловеческого общества сакраль ной самодержавной власти. Собственно, по мысли о. Павла, только такая власть иявляется легитим ной, собственно властью, достойной быть в человеческом обществе. «Ни какой иной власти, - говорит он, - кроме как трансцендентной миру и име ющей источник свой в потустороннем, символическое миропонимание не признает и не может признать... Власть по самой природе своей законно принадлежит только священному... Не может быть никакой власти мирской. . . » 1 «Гражданское устройство мыслится как отражение небесной иерархии, Христом возглавляемой... » 2Вполне понятно, что речь идет о самодержав ной монархии, только при которой иможет быть создана такая гражданская организация, которая будет «пронизана симво лическими действиями, задача которых никакой стороны жизни не оставить вне ее ориентиро ванности на высшем духовном начале и все свя зать со всем в единый духовный организм»3. Таким образом, по сути, идеальная полити ческая организация человеческого общества строится у Флоренского по подобию Церкви и в конечном итоге, если можно так сказать, сра стается с Церковью, чем достигается реальное воцерковление всех сторон и областейчеловече ской жизни. Для Флоренского в этом мире не было никакого такого «неизбежного» зла, ко торое нельзя было бы преобразить, воцерковить и ввести в вечность. Можно видеть, что и в от ношении государства он стоял на техже позици ях: государство может быть воцерковлено, ихотя Флоренский понимал, что это - идеал, к которо 1 ФлоренскийП. А. Параграфы 34,35 и 36 из «Философии культа» / / Regnum Aeternum. М., 1996. С. 188. : Там же. С. 195. 3 Там же. С. 196. «Власть по самой природе своей законно принадлежит только священному... Не может быть никакой власти мирской... Гражданское устройство мыслится как отражение небесной иерархии, Христом возглавляемой...» (о. Павел Флоренский) 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz