Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Николай Николаевич Павлюченков идет речь, очень плохо читаемы, так что расшифровать некоторые слова практически невозможно. Ясен только общий ход мысли о. Павла, постоян­ но рассуждающего в категориях дара. Самодержавная царская власть - это дар, который может быть отнят, если народ или сам Царь окажутся неспо­ собными этот дар понести. Если оказывается недостойным Царь, то он, при всей видимости продолжения своего правления, перестает быть Царем-, если же недостойным оказывается народ, то Царь отнимается от народа, и никакая политическая или военная сила, никакие, как пишет о. Павел, «выкрики» эту утерянную царственность уже не вернут, очевидно, до тех пор, пока не произойдут определенные изменения в самом народе1. Из этих размышлений видно, что о. П. Флоренский был на стороне тех, кто в ситуации 1917 г. считал заранее обреченными на провал попытки во­ енным или политическим путем восстановить в России подлинную монар­ хию. Даже если бы белое движение или какие-либо контрреволюционные заговоры после победы большевиков могли иметь успех, то это было бы все­ го лишь очередным переворотом, человеческим избранием новой власти, но не тем «историческим чудом», когда свыше, от Бога, дается народу Царь. Из записей иработ о. Павла достаточно ясно, что это «историческое чудо» пре­ жде должно произойти в сердцахлюдей, а уже потом получить свое внешнее, политическое выражение. И внутренняя эта перемена должна носить непре­ менно характер возвращения человеческого сердца к Богу, воцерковление человеческой жизни или, по крайней мере, желание, поиск такого воцерков- ления, а не что-либо чисто видимое, номинальное, хотя бы и какая-либо внешняя акция «всенародного покаяния». Расцерковленный народ, напри­ мер, может объединиться и возложить свои суверенные права на одного че­ ловека, провозгласить его Императором, но по сути это будет та же респу­ бликанская власть как простое механическое единство, сумма властных пол­ номочий, совмещенная в одномлице. В природе такой власти не будет ничего такого, что нельзя было бы снова разложить на составные части2. Свое «вероучительное», а вернее, философско-богословское представ­ ление о самодержавной власти Флоренский частично излагает начиная с 1918 г., когда готовит свои лекции по «Философии культа». В этихлекци- ях отражено «символическое миропонимание» Флоренского, которое, как представляется, в православном богословии не следует принимать сразу, без 1 См.: там же. С. 144. ; Там же. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz