Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Философско-богословское обоснование самодержавной власти в наследии священника Павла Флоренского хочу власти от суверена народа, - пишет он. - Я не хочу ни президента, ни конституционного монарха, кто бы он ни был, раз он от меня же получил власть...» «Мне душно в теории суверинитета, лишающем меня прямого взаимодействия с онтологической властью. “Священнокнут” дарует мне свободу духа, провозглашение же прав человека и гражданина ее отнимает, закупоривает все поры моего бытия»1. В этихже черновиках есть записи, в которых Флоренский различает дей ствительно «онтологическую» царскую власть от возможных созданных людьми декоративныхмонархий. Самодержавная монархия «историческим чудом дается свыше, она мне, - пишет Флоренский, - предложена, как снеж ная вершина, но не мною полагается»2. Такое самодержавие, - настаивает Флоренский, - понятие вероучительное, а не правовое3, в отличие от авто кратии или абсолютизма, в который самодержавие может выродиться и вы рождается в исторических примерах. В этих записях Флоренский не пояс нят подробно, как, с его точки зрения, подлинная самодержавная власть может оказаться суррогатом; кроме того, те места в черновике, где об этом Нестеров М. Философы (П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков). 1917 г. «Я уверен, что худшее еще впереди, что кризис еще не миновал. Но я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу, испорченную едва ли не с XVII века» (о. Павел Флоренский). 1 Переписка свящ. П. А. Флоренского со свящ. С. Н. Булгаковым. С. 132. 2 Там же. 3 Там же. С. 143. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz