Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Николай Николаевич Павлюченков и сердца, наголодавшись, обратятся наконец снова к идее «Святой Руси». «Я уверен, - добавляет он, - что худшее еще впереди, а не позади, что кри­ зис еще не миновал. Но я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу, испорченную едва ли не с XVII века»1. В следственном деле 1933 года можно прочитать: « К Николаю Второму я отношусь хорошо, и мне жаль человека, который по своим намерениям был лучше других, но который имел трагическую судьбу царствова­ ния». Примерно в то же время С. Н. Булгакову он говорит так: «Теперь всюду прет имманентное. Церковное управление, таинства, смысл догматов, сам Бог, - все иммантезируется, лишается не-в-нас-сущего бытия, делается моду­ сом нас самих. Все заняты срытием вершин, затуманиванием твердей зем­ ных, вонзающихся в Лазурь небесную»2. Иначе говоря, обрываются связи человека с Богом, между «землей» и «Небом», без осознания того, что этот разрыв означает уход человека из подлинного бытия. В других терминах «символической онтологии» Флоренского можно сказать, что разрушается символическое устройство мира, «феномен» отрывается от «ноумена» и превращается в мираж, в видимое ничто - «мыльный пузырь», который скоро лопнет и оставит после себя только мокрое место. Такая катастрофа начинается сначала внутри каждого человека, а затем «механизм» ее запу­ скается в масштабах общества и государства в целом. Поэтому монархизм Флоренского, если можно так сказать, менее всего политический. Подлинная самодержавная власть для него - это власть онтологическая, сама имеющая выход в вечность и ориентирующая туда подвластное ей общество. Это - не утверждение того, что подлинная жизнь с Богом и существование подлин­ 1 Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4 т. Т. 2. М., 1995. С. 409. 2 Переписка свящ. П. А. Флоренского со свящ. С. Н. Булгаковым. Томск, 2001. С. 131. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz