Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Философско-богословское обоснование самодержавной власти в наследии священника Павла Флоренского к о. Павлу и его семье. Прекрасно зная о неодно­ значном восприятии некоторых философско-бо­ гословских мнений Флоренского, Елизавета Фе­ доровна, когда писала иконы, предпочла прокон­ сультироваться именно у него, а не у другого про­ фессора МДА Ивана Васильевича Попова, как ей советовали1. По воспоминаниямА. Ф. Лосева, ректор МДА епископ Феодор (Поздеевский) однажды в част­ ной беседе назвал Флоренского единственным ве­ рующим во всейМДА2. Конечно, это - метафора, но за ней стоит нечто большее, чем просто эмоци­ ональное преувеличение. Флоренский в своем мировоззрении постоянно был ориентирован на вечную основу временного бытия, не понимал и не принимал секуляризацию начала XX века, всеобщее обмирщение не только общественной, но и религиозной жизни. Он не выступал с прямыми и общедоступными проповедями по этому поводу, но, выраженная на философском языке, мысль его была той же, что и у самых преданных Церкви и дальновидных людей того времени. Человек может подлинно существовать только в Боге и с Богом, при­ чем - понимая, что это подлинное существование выходит за рамки времен­ ного, земного бытия. Секуляризация имеет две стороны: грубую, когда Бог просто отвергается или выносится «за скобки» человеческойжизни, и тон­ кую, когда человек желает приспособить Бога к потребностям своего зем­ ного устройства. При этом человек теряет всякую устремленность на «Небо», все, в том числе и Самого Бога, ограничивает рамками земных ре­ альностей. В частных письмах Флоренский называет все это иногда «пошло­ стью», иногда - «мерзостью», но чаще использует философские понятия «трансцендентного» и «имманентного», «ноуменального» и «феноме­ нального». Например, в одном из писем в июле 1917 г. он пишет, что верит и надеется на конечное исчерпание «всей этой мерзости». Она, эта «мер­ зость», в конце концов, вызовет ненависть к себе, и после ее краха умы 1 См.: Там же. С. 108-110. 2 См.: Бибихин В. В. Александр Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2004. С. 69, 269. Великая Княгиня Елизавета Федоровна именно отца Павла Флоренского пожелала видеть священником домовой церкви св. равноапостольной Марии Магдалины в Сергиевом Посаде для бывших сестер милосердия. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz