Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Философско-богословское обоснование самодержавной власти в наследии священника Павла Флоренского Если читать это произведение без учета всего предыдущего творческого наследия о. Павла, не зная или не желая знать подробности его биографии иисповеднического подвига сразу после 1917 года (а также и после послед­ него ареста), то можно сделать ряд выводов, бросающих тень на Флоренско­ го как на священника, до конца оставшегося преданным Православной Церкви и своему служению. Такие выводы уже озвучены в критической ли­ тературе, равно как и представление о том, что Флоренский в итоге своей деятельности создал проект авторитарного государства с принципами име­ тодами, по форме почти совпадающими с внутренней политикой советской власти начала 1930-х гг.1 Конечно, наряду с такой поверхностной критикой, существуют и по­ пытки обстоятельного анализа этой работы о. Павла2, на чем подробно останавливаться в рамках данной темы нет возможности. Я отмечулишь то, что все идеи этой работы нужно обязательно рассматривать в контексте того, что было сказано Флоренским по этим вопросам ранее. Например, только уяснив из прежних работ точку зрения Флоренского на религиозный кризис в России в начале XX в. и на пути его преодоления, можно правильно понять его высказывания, сделанные в 1933 году, о том, что Православная Церковь в России в своем современном виде более суще­ ствовать не может и неминуемо окончательно разложится3. Если прочитать прежние работы о. Павла, то станет ясно, что он ждал, в конечном итоге, не уничтожения Русской Церкви, а ее возрождения в новом, преображенном качестве, что и случилось после гонений и всех испытаний, обрушившихся на нее в XX веке. То же самое можно сказать и по поводу мнимых симпатий Флоренского к новому тоталитарному государству, построенному по образу Советской России 1930-х гг. В данном случае для выяснения позиции о. Павла следует привлечь его хотя и крайне немногочисленные, но все же важные работы и высказывания на политические темы. Прежде всего - это его очень ран­ 1 См., напр.: Бонецкая Н. К. П. Флоренский: русское гетеанство / / Вопросы филосо­ фии. 2002, №. 3. С. 108; Гаврюшин Н. К. Русское богословие. Очерки и портреты. Н. Новгород, 2005. С. 269-272. 2 Напр.: Зябликов А. В. «Праведное» государство в понимании П. А. Флоренского / / Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: Энтелехия. 2005, № 10. С. 73-77; Треушникое И. А. Политико-правовые воззрения П. А. Флоренского / / Акту­ альные проблемы в области гуманитарных наук: от теории к практике. Сборник научных тру­ дов. Вып. 3. H. Новгород, 2000. С. 30-42. 3 Флоренский П. Предполагаемое государственное устройство в будущем / / Флорен­ скийП. Иконостас. М., 2007. С. 402. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz