Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Николай Николаевич Павлюченков званные быть беспристрастными экспертами, вмешиваются в политиче скую борьбу. Никогда в жизни я не состоял ни в одной партии»1. Вместе с тем, сама его религиозно-философская концепция («символическая онто логия» или, как ее чаще обозначал сам о. Павел, «конкретная метафизика») такова, что для нее в принципе не существует каких-либо тем, которые вы ходили бы за ее рамки. Поэтому, так или иначе, но по вопросам политики и государственной власти Флоренский высказывался, и эти высказывания, как представляется, имеют свою актуальность в наши дни, особенно в связи с предстоящим юбилеем Дома Романовых и продолжающимся осмыслени ем значения самодержавной политической власти для духовного развития человеческого общества. Но прежде хотелось бы сделать ряд замечаний, поскольку, с одной сто роны, о. Павел Флоренский былидо конца оставался православным священ никомиправославным мыслителем, а с другой стороны, в литературе о Фло ренском уже немало дано противоречивой информации, касающейся оцен ки его концепций с православной точки зрения. Обычно, затрагивая тему «Флоренский и по литика», ссылаются на трактат «Предполагаемое государственное устройство в будущем», напи санный им в Бутырской тюрьме сразу после свое го последнего ареста в марте 1933 г., т. е. за четыре года до гибели в Соловецком лагере. Это - очень замечательное и своеобразное произведение о. Павла, которое, конечно, напрямую связано с процессом следствия и ложным обвинением Флоренского в организации так называемой кон трреволюционной «национал-фашистской Пар тии возрождения России». По всей видимости, о. Павлу дали возможность (как идеологу этой ми фической партии) в письменном виде представить ее программу. И он, насколько это было возможно в таких условиях, изложил свои собственные взгляды на идеальное государ ственное устройство и указал пути действий в реальных условиях Совет ской России начала 1930-х гг. для того, чтобы к такому государственному устройству постепенно приблизиться. Флоренский П. А. Автобиография / / Наше наследие. 1988, № 1. С. 78. Иерей Павел Александрович Флоренский (1882 - 8 декабря 1937) - русский православный священник, богослов, религиоз ный философ, ученый, поэт. 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz