Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Святой равноапостольный Царь Константин - первый христианский Император рекает его Новым Римом (греч. Nea'Ptop], лат. Nova Roma). Однако это на звание со временем забывается, иуже прижизни Императора город начина ют называть Константинополем. Константинополь, таким образом, становится не только первой новой христианской столицей, но и центром христианского мира. Этот чисто хри стианский город, живший новой жизнью, миром, справедливостью, благо стью и любовью, был сильной опорой для Императора Константина в про ведении и утверждении христианской политики в государстве, в деле хри стианизации общества, в переведении всей жизни и деятельности людей с языческого суеверия иневедения на евангельское основание истины, люб ви и благости. Император Константин настолько был занят этими преобразованиями в государстве и обществе, что не находил времени совершить поездку на Святую Землю, на рекуИордан, для того, чтобы в этой священной реке при нять крещение, о чем онмолился ипросилХриста Господа. И только в конце жизни, в 337 г., когда Константин заболел и чувствовал приближение конца своих дней, он велел из Еленополиса, где он лечился, перевести его в Нико- медию. Здесь Константин собрал епископов и признался, что мечтал при нять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь. По свидетельству Евсевия, Император говорил о своем крещении следующее: «Пришло то желанное время, которого я давно жажду и о котором молюсь, как о времени спасения в Боге. Пора и нам принять печать бессмертия, при общиться спасительной благодати. Я думал сделать это в водах реки Иордан, где во образ нам, как повествуется, принял крещение Сам Спаситель, но Бог, ведающий полезное, удостаивает меня этого здесь. Итак, не станем более ко лебаться, ибо если Господужизни и смерти угодно будет и продлить мое су ществование, если однажды определено, чтобы отныне я присоединился к народу Божьему и, как член Церкви, участвовал в молитвах вместе со все ми, то через это я подчиню себя правилам жизни, сообразным с волей Бо жьей». И затем Евсевий повествует о совершении таинства: «Так сказал Константин, и епископы, совершив над ним священный обряд, исполнили определениеБожье, приготовив, что былонужно, преподалиемутаинство » 1. 22 мая 337 г. равноапостольный Царь Константин мирно почил в Аквири- онском дворце в предместье Никомедии. Благодаря этой равноапостольной деятельности Императора Констан тина, Римская империя полностью рассталась со своим языческим про 1 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 4, 62. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz