Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Архимандрит Амвросий (Макар) и особенно древний город Византий, основанный еще вVII в. до P. X.1, кото­ рый был расположен на мысе междуМраморным морем и заливом Золотой рогу Босфорского пролива, имея прекрасное географическое и стратегиче­ ское положение. Но Император Константин думал не просто о новом горо­ де, о новой столице, он понимал, что для нового Римского государства ну­ жен Новый Рим. Кстати, Константин на мысе, где стоял Византий, увидел и семь холмов, на которых должен был расположиться Новый Рим, уподобля­ ясь древнему Риму, расположенному на семи холмах. Сразу после победы над Императором Лицинием в 324 г. Константин начинает грандиозное строительство новой христианской столицы. Он полностью перестраивает древний Византий, возводит церковь св. Апосто­ лов, много других церквей, множество новых дворцов и других зданий, об­ носит обновленный город новыми крепостными стенами. В новую столицу начали свозиться ценности, произведения искусства, но самое главное - сюда везли христианские святыни, для того, чтобы создать здесь христиан­ скую столицу. Поэтому в Новом Риме не только здания, сооружения были новыми, в строящейся столице новыми, христианскими были вся жизнь, дух и атмосфера, - в противовес старой языческой жизни и обычаям. Все было настолько новым, что Евсевий Кесарийский, вспоминая жестокость и лож­ ность языческого прошлого и сравнивая его с христианской благостью и справедливостью, восклицает: «Те совершали бесчисленные убийства, что­ бы расхищать и продавать имущество умерщвляемых, - напротив, во все царствование Константина меч висел на судьях без действия, потому что и простой народ, и люди правительственные находились под властью более отеческой, нежели под насильственным правлением. Посмотрев на это, вся­ кий справедливо сказал бы, что тогда настала какая-то новая и преобразо­ ванная жизнь, тогда на месте мрака вдруг воссиял смертным дивный свет. И надобно признаться, что все это было делом Самого Бога, Который в лице возлюбленного им василевса явил противника толпе безбожников»2. Исто­ рики, восхищаясь грандиозностью, необычностью и новизной города, срав­ нивают Императора Константина с основателем Рима Ромулом, считая, что он основал такой же важности Новый Рим3. 11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и на­ 1 Византии был основан в 667 г. до P. X. дорийскими колонистами из Мегары во главе с Бизасом (Бизант), в честь которого город получил название Византий. 2 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 3, 1. 3 См:. Edward Gibbon. The History of the Decline and Fall o f the Roman Empire, 18. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz