Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Архимандрит Амвросий (Макар) первых христиан, начиная со Святой Земли, чтобы дать возможность, осо бенно начинающим вчерашнимязычникам, паломничать к ним, молиться на них, укрепляясь в вере и благочестии. Поэтому, как только Император Кон стантин овладел Восточной империей, он сразу послал в Святую Землю свою мать Елену для отыскания этих мест, но прежде всего - для обретения Животворящего Креста Господня, знамением которого Иисус Христос по могал ему побеждать во многих сражениях. Елена, успешно совершив данную миссию, уже в 326 г. обретает эту ве личайшую святыню вместе с двумя крестами распятых сХристом разбойни ков. Как повествует Руфин, свят. Иерусалиский Макарий, приложив к уми рающей женщине по очереди три креста, узнал, который из них Крест Го сподень, когда женщина открыла очи, встала и начала ходить. «Так, получив очевидное свидетельство, Царица по данному обету с царственным рвени ем построила удивительный храм на том месте, где обрела Крест. Гвозди же, которыми тело Господне было прибито [ко Кресту], отправила к сыну. ( ...) Часть Спасительного Древа она передала сыну, часть же, уложенную в сере бряный футляр, оставила на месте»1. Таким чудесным было начало великой миссии в Святой Земле равноапостольной Елены, которая отыскала множе ство таких святых мест, почитавшихся первыми христианами, и построила на них много храмов. Император Константин весьма благодарил свою матерь за возрождение почитания святых мест, связанных с рождением, жизнью, проповедью, стра данием, воскресением и вознесением Христа Господа, с жизнью Пресвятой Богородицы, апостолов и пророков, что было очень важным для просвеще ния, утверждения Христова Евангелия в жизни народа, для создания хри стианского общества, христианской империи. Действительно, Константин строил по существу христианскую империю. Вся его жизнь, деятельность, желания были направлены на создание нового государства, новой Римской империи, куда не возвратилось бы страшное, жестокое, разрушающее ее языческое прошлое. Но Император также хорошо понимал, как это будет трудно и непросто сделать, какими еще сильными и живыми являются язы ческие традиции и обычаи в жизни граждан империи, насколько все насле дие, среда и окружение его еще полностью языческие и держат людей в язы ческом прошлом. Христианская Римская империя остается пока еще только Руфин Аквилейский. Церковная история. Кн. 1, 8. 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz