Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Архимандрит Амвросий (Макар) щать его Христовым Евангелием. Но Константин не просто дает возможно сти Церкви служить ихристианизировать общество, он постоянно следит за становлением и государственного правления, и общественного развития и состояния, а также, как человек верующий, духовный, как христианский пра витель, онпристально смотрит и за церковным развитием. Ибо он прекрасно понимает, что Церковь в языческом обществе не только служит ему, просве щает, влияет на его развитие, но и общество со своим языческим наследием ищет влияния на Церковь, особенно в трудностях понимания и восприятия человеческим умом высоты истин веры и правил нравственной и духовной жизни. Не следуя Евангелию и извращая христианские истины, в церковном обществе появлялись еретики, увлекавшие верных своими лжеучениями. Поэтому Император Константин, видя эту борьбу в церковном обществе, помогал созывать соборы для решения данных проблем. Так, еще в начале своего правления на западе, когда там распространилась ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпавшими во время го нений христианами, Константин способствовал собиранию епископов на соборы. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была оконча тельно осуждена Миланским собором 316 г. Этот опыт особенно помог Императору Константину поспособствовать Церкви преодолеть другую ересь, более трудную и широко распространив шуюся, ересь александрийского пресвитера Ария, отвергавшего Божествен ную сущность Сына Божия иучившего о тварности Иисуса Христа. Импера тор помог собраться в 325 году на Первый Вселенский собор в городе Никея 318 епископам из разных концов империи, среди которых были святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунский. Ересь Ария была осуждена, был составлен Символ веры, излагающий истину о Божественно сти Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления все го человеческого рода. Император не только всесторонне помогал в проведе нии собора, активно участвовал в его заседаниях, успокаивал участников со бора в горячих дискуссиях, но и проявлял особенное благоговение перед участниками собора - епископами-исповедниками, пострадавшими в период гонений. Как повествует Феодорит, еп. Кирский, Константин «заметив же, что у некоторых исторгнуто по правому глазу, иузнав, что это страдание они потерпели за твердость в вере, он прикасался губами к их язвам с полной ве рой, что извлечет отсюда благословение для своей любви»1. Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. Кн. 1, 11. Здесь же о великой вере и великодушии Императора Константина Феодорит повествует: «Несправедливо было бы, думаю, предать забвению 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz