Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Архимандрит Амвросий (Макар) щать его Христовым Евангелием. Но Константин не просто дает возможно­ сти Церкви служить ихристианизировать общество, он постоянно следит за становлением и государственного правления, и общественного развития и состояния, а также, как человек верующий, духовный, как христианский пра­ витель, онпристально смотрит и за церковным развитием. Ибо он прекрасно понимает, что Церковь в языческом обществе не только служит ему, просве­ щает, влияет на его развитие, но и общество со своим языческим наследием ищет влияния на Церковь, особенно в трудностях понимания и восприятия человеческим умом высоты истин веры и правил нравственной и духовной жизни. Не следуя Евангелию и извращая христианские истины, в церковном обществе появлялись еретики, увлекавшие верных своими лжеучениями. Поэтому Император Константин, видя эту борьбу в церковном обществе, помогал созывать соборы для решения данных проблем. Так, еще в начале своего правления на западе, когда там распространилась ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпавшими во время го­ нений христианами, Константин способствовал собиранию епископов на соборы. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была оконча­ тельно осуждена Миланским собором 316 г. Этот опыт особенно помог Императору Константину поспособствовать Церкви преодолеть другую ересь, более трудную и широко распространив­ шуюся, ересь александрийского пресвитера Ария, отвергавшего Божествен­ ную сущность Сына Божия иучившего о тварности Иисуса Христа. Импера­ тор помог собраться в 325 году на Первый Вселенский собор в городе Никея 318 епископам из разных концов империи, среди которых были святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунский. Ересь Ария была осуждена, был составлен Символ веры, излагающий истину о Божественно­ сти Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления все­ го человеческого рода. Император не только всесторонне помогал в проведе­ нии собора, активно участвовал в его заседаниях, успокаивал участников со­ бора в горячих дискуссиях, но и проявлял особенное благоговение перед участниками собора - епископами-исповедниками, пострадавшими в период гонений. Как повествует Феодорит, еп. Кирский, Константин «заметив же, что у некоторых исторгнуто по правому глазу, иузнав, что это страдание они потерпели за твердость в вере, он прикасался губами к их язвам с полной ве­ рой, что извлечет отсюда благословение для своей любви»1. Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. Кн. 1, 11. Здесь же о великой вере и великодушии Императора Константина Феодорит повествует: «Несправедливо было бы, думаю, предать забвению 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz