Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Святой равноапостольный Царь Константин - первый христианский Император Христовой веры. Однако Император Константин старается, чтобы и Цер­ ковь утверждалась в обществе и широко совершала просвещение язычни­ ков. Император дает целыйрядльгот дляхристианских общин, клира и даже для храмовых зданий. Уже в 313 г. Константин освободил клир от тягостей декурионата. В 314 г. он прекратилязыческие игры. В указе 315 г., которым подтверждается свобода от казенных повинностей Императорских домен, Император ставит наряду с ними церкви. В 319 г. дает свободучленам клира от всяких повинностей, а епископам даже предоставляет юрисдикцию в гражданских делах, благодаря чему каждый христианин мог приносить свое дело прямо на суд епископа, не обращаясь к обычным судебным ин­ станциям. В 321 г. была узаконена новая форма освобождения на волю ра­ бов в Церкви, пред епископом, дано Церквам чрезвычайно важное право приобретать имущество по завещаниям, ив том же годуИмператор повелел по всей империи праздновать воскресный день. В 323 г. Константин издал указ, воспрещающий принуждать христиан к участию в языческих праздне­ ствах. Все эти и многие, многие другие меры помогали Императору Кон­ стантину широко вводить Церковь в жизнь общества, чтобы язычники все больше и больше знакомились с чистотой христианской жизни и высотой учения Христова Евангелия. Просвещающееся Евангелием общество западной империи положи­ тельно влияло и на общество восточной империи. Восточный Император Лициний, ненавидевший Константина и христиан, лелеял надежду на побе­ ду, поднимая и вдохновляя свою армию на сражения в 324 г., когда возобно­ вилась война между ними. Но, несмотря на это, Лициний все битвы про­ играл. Вначале он был разбит во Фракии, и затем Император Константин преследовал его в Малой Азии. В последней морской и сухопутной битве у Никомедии Лициний был побежден окончательно, сдался Константину иотрекся от власти. 18 сентября 324 года Константин был официально объ­ явлен единым правителем империи. Христианское правление Императора Константина во всей Римской империи Став христианским правителем всей Римской империи, Император Кон­ стантин не только распространяет действие Миланского эдикта на восточ­ нуючасть империи, но вводит в жизнь общества и законы, принятые им на западе, которые помогают Церкви быстрее входить в общество и просве­ 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz