Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Архимандрит Амвросий (Макар) ся в труде Лактанция «О смерти гонителей», и вопрос издания данного до- кумента широко дискутируется в исторической науке1, Миланский эдикт стал очень важным историческим событием и прочной опорой для Импера­ тора Константина в деле изменения правления в империи ихристианизации общества. И хотя оба Императора вынуждены были быстро покинуть Ми­ лан - Константин поспешил на реку Рейн защищать страну от вторжения франков, а Лициний должен был немедленно отъехать на борьбу с другим восточным Императором, Максимином Даза, восставшим против него, - Миланский эдикт от имениИмператоров Константина иЛициния в 313 году был направлен главам провинциальных администраций Римской империи. К тому же, Император Лициний, преодолев восставшего Миксимина Дазу, стал единственным правителем в Восточной империи, что дало возмож­ ность Миланскому эдикту распространиться по всей Римской империи на западе и на востоке. Однако властолюбивый, суровый и жестокий Импера­ тор Лициний, став правителем всей Восточной империи, начал воевать про­ тив Императора Константина. Но в 314 г. Константин разбил Лициния у Цибала и захватил у него Далмацию, Мезию, Македонию и Грецию. Это поражение еще больше настраивало Лициния против Императора Констан­ тина, поэтому он не только не давал распространяться Миланскому эдикту на востоке, но начал всячески противостоять христианству, преследовать и жестоко гнать, предавать страшным мучениям христиан, - чтобы отомстить Константину, потому, что Лициний знал, как он их любит, знал, что пресле­ дование христиан будет самым болезненным для него. Впрочем, Лициний стал таким тираном, что наводил страх на всю Восточную империю. «О его подозрительности и жестокости достаточно свидетельствует уже одно то, что он предал смертижену и дочь своего бывшего покровителя - Диоклети­ ана, и истребил всех детей Императоров - Максимина, Севера и Галерия»2. Император Константин, надеясь на помощь Божью, понимал, что пре­ одолеть язычество, рождающее такихжестоких тиранов, можно только хри­ стианизацией общества. Константин, для того, чтобы лучше и успешнее приводить общество к христианству, не принимает официально христиан­ ства, откладывает свое крещение, но всецело следует в своей жизни Еванге­ лию, чтобы быть ближе к язычникам и всесторонне нести их сердцам свет См.: Миланский эдикт. Древо, открытая православная эциклопедия: http://drevo-info.ru/ articles/ 1835.html Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Месяц май. Жи­ тие святого равноапостольного Царя Константина и святой матери его Елены. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz