Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Святой равноапостольный Царь Константин - первый христианский Император Принятие Миланского эдикта В начале 313 года оба Императора, Константин и Ликиний, прибыли в Милан для проведения свадебных празднеств и настолько породнились и подружились, что смогли не только обсудить много вопросов по управле нию вверенными им частями империи, но и коснуться вопроса об отноше нии к религиям в стране. Естественно, что для Константина это был самый важный вопрос в управлении государством. Поэтому Константин тщатель но излагает Императору Лицинию свой взгляд на христианство, указывает на важность христиан в обществе, на необходимость развития христиан ской религии для утверждения мира в государстве, на особенное участие христиан в возрастании согласия между людьми и укреплении нравствен ности в народе. Затем Константин предлагает Лицинию, чтобы они вдвоем составили текст документа о свободе вероисповедания ипризнания христи анства среди других религий Римской империи. Лициний согласился сКонстантином потому, что Император Галерий на востоке подобный документ уже издал еще в 311 г. Однако если Никомедий- ский эдикт легализовал христианство при условии совершения христиана мимолитвы о благополучии республики иИмператора, то Миланский эдикт признавал законной христианскую религию без всяких условий. В частно сти, в Миланском тексте говорится: «Когда мы прибыли благополучно вМедиолан, я - Константин-Август иЛикиний-Август, подвергли обсужде нию все, что относилось к общественной пользе и благополучию, то в ряду прочего, что казалось нам для многих людей полезным, в особенности при знали мы нужным сделать постановление, направленное к поддержанию страха и благоговения к Божеству, именно, даровать христианам ивсем сво боду следовать той религии, какой каждый желает ( ...) Итак, мыпостанови ли, руководясь здравым и правильнейшим рассуждением, принять такое ре шение, чтобы вообще никого не лишать свободы следовать и держаться со блюдаемой у христиан веры и чтобы каждому дана была свобода следовать той религии, какую сам считает наилучшею для себя». Но кроме признания христианства законной религией в римском госу дарстве документ велит также восстановить справедливость и возвратить христианам имущество, отобранное у них во время гонений. Издание Ми ланского эдикта двумя Императорами, таким образом, стало не только вели чайшимдостижением в правлении Константина, но, самое главное, открыло новую эпоху в истории Христианской Церкви. И хотя непосредственный текст эдикта до нас не дошел, и мы пользуемся лишь текстом, сохранившим- 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz