Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Святой равноапостольный Царь Константин - первый христианский Император П. П. Рубенс. Видение Креста Императору Константину. 1622. Константина знали иуважали в других провинциях Римской империи, осо­ бенно на Западе. В частности - в Италии, где правил сын Максимиана Мак- сенций, жестокий и порочный тиран1, который давил народ непосильными налогами, чтобы устраивать пышные празднества и грандиозные стройки. Народ Италии просил у Императора Константина помощи и надеялся на нее. Несмотря на мирные предложения и инициативы Константина, Мак- сенций не только отверг их, но, имея притязание на владение всей запад­ ной частью империи, в 312 г. объявил ему войну. Император Константин, чувствуя обязанность помочь народу Италии, несмотря на превосходящие силыпротивника, нанес поражение войскам Максенция под Турином и Ве­ роной и, заняв север Италии, направился к Риму. Этот военный поход был очень труден для Константина, потому что надо было бороться в столице империи, что было очень сложным барьером для армии. Поэтому Констан­ тин, понимая эту трудность, тщательно объяснял воинам важность этой борьбы для всей Римской империи, на священное значение этой войны, на необходимость изменения положения в государстве, на великое благо рас­ пространения такого мирного и справедливого состояния с провинций, которыми управляет Константин, на всю империю. Император помогал во­ инампонять, что это борьба не против Рима, а за Рим, за его будущее, за пре­ 1 Описавая развращенность Максенция, Лактанций в своем сочинении «О смерти гонителей» восклицает: «Н о что было действительно достойно смерти и хуже всего, что было, - это страсть к раз­ врату. Не знаю, как назвать это, если не ослеплением и разнузданностью, и все же нельзя этими словами выразить сущность оного из-за его возмутительности, так как обилие преступлений превосходит воз­ можности языка» (Lucius Caecilius Firmianus Lactantius. De mortibus persecutorum, 38, 1). 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz