Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Архимандрит Амвросий (Макар) детельству историков, особенно отличился необыкновенным разумом, те­ лесной сноровкой и большими способностями к наукам, а в военных сраже­ ниях - своим мужеством1. У Диоклетиана Константин фактически был за­ ложникомлояльности его отца по отношению кИмператору, который, видя склонность к христианству Цезаря Констанция, не доверял ему. Елена, хотя и занимала видное место при дворе своего бывшего мужа Констанция, со временем переселилась поближе к сыну Константину, в го­ родок Дрепанум, недалеко от Никомедии, где сын мог навещать свою мать. Дрепанум стал не только местом их встреч, но и местом еще большего их приближения к христианству. Согласно церковному преданию, здесь Елена со временем приняла святое крещение2. Своим приближением к христиан­ ству она все больше и больше влияла на христианское формирование Кон­ стантина. В знак этого г. Дрепанум позже был переименован в Еленополис. Однако на формирование Константина влияло не только само христиан­ ство своей высокой духовно-нравственной жизнью. На фоне чистоты, прав­ ды и истинности христианского вероисповедания и благочестия Констан­ тин еще больше видел развращенность и ложность языческих верований и традиций. «Придворная жизнь в столице представляла собою тогда в малом виде все то нравственное и религиозное растление, до какого только может доходить человечество, порабощаемое нечистыми, страстными сердечными похотями и впадающее в “превратный ум” (Рим. 1: 28). Суетная пышность и роскошь, пьянство и объедение, необузданный разврат мысли и жизни, ин­ триги и крамолы, озлобление против истинного богопочитания и лицемер­ ное, лживое почтение к мнимым богам»3- все это вызывало в Константине все большее и большее отвращение к языческим традициям и отвержение языческой религии. А отвергая язычество, он больше постигал христиан­ ство ижил Христовым Евангелием. Но вместе с этим Константин, живший в среде языческого развращения илицемерия и не участвовавший в них, вызывал к себе при Императорском дворе подозрение и недоверие, а высокими своими духовными и физически­ ми качествами — зависть и ненависть. Особенно ненавидел Константина Га- лерий, ставший полноправным правителем восточной части Римской импе- Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта: 288, 293. См.: Святая Елена. Житие святой равноапостольной Елены и Константина: http://www.idrp. ru/elena-libl287. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Месяц май. Жи­ тие святого равноапостольного Царя Константина и святой матери его Елены. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz