Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
В. К. Жиров, О. Б. Гонтарь, К. В. Коновалова сверху Едема, что находится в кощунственном противоречии с общим ду хом Книги Бытия святого пророка Моисея. Логично, если пространственная организация сада будет соответство вать устройству православного храма, которое является символом самого м1роздания. По аналогии с алтарем, представляющим духовный, но не гео метрический центр храма, центральная часть Едема вместе с Древом Жиз ни должна восприниматься современным наблюдателем так же - со сторо ны и несколько снизу. Древо Жизни является, с одной стороны, ветхозаветным прообразом Спасителя, с другой - Креста; Крест же, в свою очередь, представляет собой обобщенный образ дерева вообще, соединяя в себе образы всех земных де ревьев. Поскольку в трехмерном пространстве нельзя проинтегрировать несколько трехмерныхже объектов, решение этой задачи может быть связа но с использованием чертежного приема развертки либо традиционной для русской иконописи обратной перспективы1(последнее предпочтительнее) с использованием трех различных деревьев как составляющих единого Дре ва и поклонного Креста на заднем плане. ПосколькуДрево Жизни, равно как и другие растения Едема, не подвер жены смерти и тлению, реальные деревья для этого ансамбля должны под бираться из хвойных, но не листопадных, пород. Соотношение их размеров и взаиморасположение должны вызвать у наблюдателя, находящегося пря мо перед ними, эффект обратной перспективы: два боковых дерева должны быть выше центрального и находиться несколько дальше от наблюдателя; Крест должен располагаться позади этой группы и быть заметно выше всех трех деревьев. Эти соображения лишь в самой общей форме обозначают идею будущей концепции монастырского сада, который, по сути, должен представлять со бой объемную икону, построенную в соответствии с действующим в рус ской иконописи каноном. Естественно, что разработка такой концепции не может быть результатом труда небольшого числа авторов: для ее создания потребуется соборное объединение усилий православных иконописцев, ландшафтных дизайнеров, садоводов и математиков. Б. В. Раушенбах. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспек тивы. М.: Наука. 1986. - 255 с. 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz