Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Духовное и материальное в монастырском садоводстве стырские постройки будут способны вызвать мысли об одиночестве и бого­ оставленности наших прародителей. Возвращаясь к основной причине появления этого очерка - обустрой­ ству варзугского церковного сада, - можно заключить, что дальнейшее раз­ витие садоводства в монастырях и приходах Русской Православной Церкви уже стоит перед необходимостью создания концептуальной основы, в кото­ рой должны быть учтены не столько эстетические и физические потребно­ сти насельников и прихожан (к чему и привела вся предшествующая исто­ рия развития этого направления), сколько духовные эффекты соответству­ ющихландшафтных композиций. С учетом сказанного следует внимательно рассмотреть возможности возрождения образа Едема в этих композициях на основе принципиально нового архитектурного решения, отличного как от языческого, так и от западнохристианского подходов. Варзугский сад мо­ жет сыграть в этой связи роль экспериментальной площадки. При разработ­ ке такого решения необходимо учесть следующее. Эсхатологическая роль церковного или монастырского сада связана, прежде всего, с духовной подготовкой паствы к участию в Литургии, и это определяет ее вспомогательный характер. С другой стороны, она не исклю­ чает возможности хозяйственного использования сада, при условии, что по отношению нему данная роль будет более важной. Противоречие между необходимостью воссоздания образа Едема и воз­ можностью попасть при этом под влияние языческих традиций может быть преодолено, если при проектировании монастырских садов применять ме­ тоды русской классической иконописи —в частности, соответствующие приемы пространственных построений. Основным духовным дефектом языческих и западнохристианских обра­ зов Едема является примитивная, по отношению к чрезвычайной сложно­ стирешаемой с ее помощью задачи, радиально-лучевая симметрия. Исполь­ зование ее в данном случае, с одной стороны, является результатом механи­ ческого калькирования текста Ветхого Завета: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» [Быт 2:8-9] (выделено нами. —В. Ж.), с другой, как указыва­ лось выше, отголоском языческих представлений о цикличности бытия. Очевидно, что пространственно-временная организация Едема суще­ ственно отлична от привычных нам условий трехмерного пространства иодномерного времени. Поэтому уподобление его центра центру концен­ трически расположенных кругов предполагает расположение наблюдателя 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz