Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Духовное и материальное в монастырском садоводстве стырские постройки будут способны вызвать мысли об одиночестве и бого оставленности наших прародителей. Возвращаясь к основной причине появления этого очерка - обустрой ству варзугского церковного сада, - можно заключить, что дальнейшее раз витие садоводства в монастырях и приходах Русской Православной Церкви уже стоит перед необходимостью создания концептуальной основы, в кото рой должны быть учтены не столько эстетические и физические потребно сти насельников и прихожан (к чему и привела вся предшествующая исто рия развития этого направления), сколько духовные эффекты соответству ющихландшафтных композиций. С учетом сказанного следует внимательно рассмотреть возможности возрождения образа Едема в этих композициях на основе принципиально нового архитектурного решения, отличного как от языческого, так и от западнохристианского подходов. Варзугский сад мо жет сыграть в этой связи роль экспериментальной площадки. При разработ ке такого решения необходимо учесть следующее. Эсхатологическая роль церковного или монастырского сада связана, прежде всего, с духовной подготовкой паствы к участию в Литургии, и это определяет ее вспомогательный характер. С другой стороны, она не исклю чает возможности хозяйственного использования сада, при условии, что по отношению нему данная роль будет более важной. Противоречие между необходимостью воссоздания образа Едема и воз можностью попасть при этом под влияние языческих традиций может быть преодолено, если при проектировании монастырских садов применять ме тоды русской классической иконописи —в частности, соответствующие приемы пространственных построений. Основным духовным дефектом языческих и западнохристианских обра зов Едема является примитивная, по отношению к чрезвычайной сложно стирешаемой с ее помощью задачи, радиально-лучевая симметрия. Исполь зование ее в данном случае, с одной стороны, является результатом механи ческого калькирования текста Ветхого Завета: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» [Быт 2:8-9] (выделено нами. —В. Ж.), с другой, как указыва лось выше, отголоском языческих представлений о цикличности бытия. Очевидно, что пространственно-временная организация Едема суще ственно отлична от привычных нам условий трехмерного пространства иодномерного времени. Поэтому уподобление его центра центру концен трически расположенных кругов предполагает расположение наблюдателя 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz