Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).
Духовное и материальное в монастырском садоводстве Фото 12. Лабиринт в монастыр ском саду (Норфолк, Велико британия). рей, 2) декоративности в сочетании с поверхностным символизмом, на фоне которых позднее возникают 3) лабиринтные архитектурные формы. Как указывалось раньше, лабиринты имеют весьма древнее языческое про исхождение и несут явно выраженный сакральный смысл. Как обустроить сад в Варзуге? (Заключение и общие соображения) Изначально присущий садам и коренящийся в самом устройстве Едема дуализм материального и духовного определил возможность деградации их духовной составляющей вплоть до перемены ее знака. Самостоятельная са кральная роль садов, символизировавших первозданный Сад, значительно ослабла уже во время расцвета великих языческих этносов. В христианской Византии она либо не проявилась вообще, либо достаточно быстро сошла нанет в результате секуляризации. На Русь культура монастырских/церков ных садов была занесена из Византии уже в значительно ом1рщенных фор мах, в результате чего в южных провинциях их функции были с самого на чала ограничены хозяйственной и декоративной сферами. Монастырское же садоводство русского Севера пошло своим путем, принципиально отка завшись от использования символа первозданного Едема и подчеркнув тем 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz