Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013. - 451, [4] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 5).

Духовное и материальное в монастырском садоводстве Фото 8. Сейд (Сейд-озеро, Кольский п-ов). Фото 9. Современный языческий культовый комплекс (с. Киндасово, Карелия). В основе построения пространства традиционных и новообразованных «священных рощ», «лабиринтов», «сейдов» и т. п. лежит в той или иной мере выраженная радиальная симметрия в сочетании с концентрическим принципом отношений центра и периферийных областей. Симметрич­ ность является их важным свойством, т. к., по мнению одного из теоретиков этих конструкций, В. А. Шемшука, « ... божественность проявляется в виде высокого уровня симметрии вещества или пространства»1(рис. 2). Необ­ ходимо отметить, что выраженная иерархия центра и различных по удален­ ности от него периферийных областей, отражающая концентрический принцип пространственной организации, является распространенным об­ разом м1роустройства не только в языческом (круги Сансары2и слои Шада- накара3), но и - в некоторых случаях - западно-христианском (круги Данто- ва ада) м1ровоззрении. В концентрическом устройстве культовых сооружений многие последо­ ватели различных эзотерических учений усматривали аналогию с Едемом иДревомЖизни в его центре. Монастырские сады Западной Европы: назад к язычеству Монастырское садоводство Западной Европы формировалось в услови­ ях ограниченных крепостными стенами пространств, характерных для Шемшук В. Л. Теория и практика Священных Рощ. «Шемшук и К », 2010. - 144 с. 2 Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. М., 1956. - 753 с. 3 Андреев. Д. А. Роза мира. СПб.: «Азбука-классика», 2006. - 670 с. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz