Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
Можем ли мы представить, как проходил этот свой путь Варлаам и есть ли мера, которой можно измерить всю не померность скорбей, выпадавших ему на этом пути, всю неподъемность такого подвига и, по сути, невыполни мость поставленной задачи? Есть ли у нас, современных «теплохладных» христиан, моральное право даже приближаться к этой сакральной области бытия, где разворачивается величие смертель ной схватки немощной человеческой плоти кающегося грешника, противоставшего ярой ненависти самого кня зя тьмы? Должны ли мы, сегодняшние, прикасаться к непости жимой тайне муки восхождения подвижника на Голгофу, которая оказывается Фавором Преображения, и присут ствовать на Таинстве возведения «блудного, грешного и окаянного» простого смертного в равноангельский чин великого Угодника Божия и Чудотворца? И укором зву чат столь справедливые ныне обличительные строки со временника Варлаама, тоже духовного чада Феодорита - князя Андрея Курбского: «Зри сюда, полуверный, умягчен ный и разбесстыженный различными наслаждениями ли цемерный христианин, какие храбрые еще обретаются старцы в Православной земле, на правоверных догматах воспитанные»121. И тогда невольно задумываешься о смирении и стра хе Божием книжников древности, приступавших к на писанию жития святого, которым любое возвращение к реальным жизненным перипетиям прославленного Севера, как памятники литературы XIII—XVII вв. Л., 1973. С. 236. Прим. 11. «Путь - расстояние между начальным и конечным пунктом движения». Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1995. Вып. 21 (Прочный-Раскидати). С. 64. 121 Курбский. С. 347. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz