Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

ных опасностей, лежащих как вблизи, так и вдали от бере­ гов». «В любое время могут появиться внезапные продол­ жительные туманы, особенно в районе мысов Большой Го­ родецкий и Орлов-Терский Толстый». «Здесь очень темно, и стоят большие туманы», - находим мы запись в дневнике английского мореплавателя, сделанную в июле месяце 1557 года. Вскоре англичане потеряли корабли своей эскадры, поскольку «здесь стоит большой туман и сумрак»110. Святой или Терский Нос - по сути, исполинский, гра­ нитный полуостров на восемь с лишним миль углубив­ шийся в толщу океана к северу, естественным барьером разделивший Белое и Баренцево моря, Терский и Мур­ манский (Норманнский) берега. В те незапамятные вре­ мена, когда этот мыс был назван «Святым», слово это имело совсем другой смысл, нежели тот, что несет оно ныне со времен пришествия в мир Спасителя111. У древ­ них саамов, когда этот мыс еще был островом, он всегда связывался с великим лопарским женским божеством - «матерью бога». И впоследствии, став мысом, он насле­ довал эту принадлежность и назывался Няргай - «мыс матери бога». Потому не случайно и самый опасный под­ водный камень рядом с мысом имел название языческой богини Дианы112. Святой Нос - болевая точка, предельная вершина, «Сцилла и Харибда» на Пути Варлаама, и об этом сакраль­ но Дженкинсон, Антоний. Путешествие из Англии в Москву // Английские путеше­ ственники в Московском государстве в XVI веке. Л., 1938. С. 74. 111 По мнению ученых филологов, проследивших санскритские корни этого слова, в древ­ ности его значение было - сильный, крепкий, мощный. См. Дьяченко. Словарь. С. 584. 112 «Диана - римская богиня, которая в Европе рассматривается как предводительни­ ца ведьм». Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. М., 2002. С. 128. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz