Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

ей жизни дух и букву Традиции. Совершив тяжкий грех и повредив полноту священнической благодати, данной ему в епископском рукоположении, Варлаам, прежде всего, должен был идти на покаяние к своему духовному отцу, а вовсе не совершать описанных в «Повести...» не­ вероятных самочинных действий и, тем более, не скры­ ваться от ответа в морских просторах. К счастью, как ясно говорится в упомянутом «Каноне...», так он и пос­ тупил. Керетский подвижник вел себя духовно зрело и достойно: «Убийство убо совершив и земле тело предав, отходиши во град Колу к тамошнему иерею». «Тамош­ ний иерей», как мы помним, есть строитель монастыря, иеромонах Феодорит. Так что именно к своему отцу ду­ ховному и поспешил Варлаам из Керети. Важно подчеркнуть и упомянутое в «Каноне...» «пре­ дание тела земле», то есть убиенная матушка была от­ пета и захоронена Варлаамом по христианскому обряду, о чем даже и не упоминается в «Повести...». Таким обра­ зом, она не оказалась отнесенной Варлаамом и его совре­ менниками к так называемым «заложным мертвецам»96, что еще раз свидетельствует о высоте духовных качеств этого пастыря. И, придя в Колу, припал он к ногам своего старца, «вествуя об убийстве и прося прощения, слезами землю омакая, о содеянном им в ярости и невоздержании». 96 «Все умершие насильственной смертью, по широко распространенному в то время предрассудку, попадали в зависимость от демонических сил, превращаясь в отвер­ женных, «заложных» покойников... Из-за запрета хоронить останки таких мертве­ цов, а также поминать их души за богослужением, они обрекались за гробом на веч­ ные страдания». Булычев Л. А. Между святыми и демонами. Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М., 2005. С. 39. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz