Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
ей жизни дух и букву Традиции. Совершив тяжкий грех и повредив полноту священнической благодати, данной ему в епископском рукоположении, Варлаам, прежде всего, должен был идти на покаяние к своему духовному отцу, а вовсе не совершать описанных в «Повести...» не вероятных самочинных действий и, тем более, не скры ваться от ответа в морских просторах. К счастью, как ясно говорится в упомянутом «Каноне...», так он и пос тупил. Керетский подвижник вел себя духовно зрело и достойно: «Убийство убо совершив и земле тело предав, отходиши во град Колу к тамошнему иерею». «Тамош ний иерей», как мы помним, есть строитель монастыря, иеромонах Феодорит. Так что именно к своему отцу ду ховному и поспешил Варлаам из Керети. Важно подчеркнуть и упомянутое в «Каноне...» «пре дание тела земле», то есть убиенная матушка была от пета и захоронена Варлаамом по христианскому обряду, о чем даже и не упоминается в «Повести...». Таким обра зом, она не оказалась отнесенной Варлаамом и его совре менниками к так называемым «заложным мертвецам»96, что еще раз свидетельствует о высоте духовных качеств этого пастыря. И, придя в Колу, припал он к ногам своего старца, «вествуя об убийстве и прося прощения, слезами землю омакая, о содеянном им в ярости и невоздержании». 96 «Все умершие насильственной смертью, по широко распространенному в то время предрассудку, попадали в зависимость от демонических сил, превращаясь в отвер женных, «заложных» покойников... Из-за запрета хоронить останки таких мертве цов, а также поминать их души за богослужением, они обрекались за гробом на веч ные страдания». Булычев Л. А. Между святыми и демонами. Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М., 2005. С. 39. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz