Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
основополагающие ее признаки подвергаются и будут подвергаться серьезной «проверке на прочность». Так было и в середине XVI века, после «Стоглава», ког да завершился период выдвижения аргументов и споров о различных моделях спасения и подходов к организа ции монастырской жизни. После того, как официальная Церковь сделала окончательный выбор в пользу «осифлян- ских» принципов отношений с самодержавной властью и «стяжательной» модели устройства монастырской жиз ни, наши великие северные старцы Феодорит и Трифон, как и большинство иных «заволжцев», приняли это как волю Божию и со смирением подчинились ей, не помыш ляя о дальнейшем противостоянии и расколе. И в этом раскрывается одна из важнейших отличительных черт Православия. Это способность за своими желаниями, взглядами, мнениями разглядеть свершающуюся по на шим грехам волю Божию и в неумолимой силе вселенс кой апостасии предчувствовать властную поступь «Гря- дущаго со славою судити живых и мертвых». Тогда, в середине XVI века, духоносная мысль хри стианских пастырей еще «возвещала не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» (1 Кор. 2, 13), именно потому и не склонились они к погибельному пути гордыни и самомнения. Столе тие спустя, к середине XVII века, этот соблазн оказался уже непреодолимым, и «старцы» иного духа ввергли Рус скую Церковь в страшную трагедию раскола. Преподобный Варлаам, как духовное чадо Феодорита и сомолитвенник Трифона, конечно, в полной мере пре бывал в живом потоке Церковного Предания, этой вер ной благодати Истины, неукоснительно соблюдая в сво 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz