Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
ЛОЖЬ «БЕСПОПОВСТВА» Здесь, на этом важнейшем моменте жизни преподоб ного Варлаама, мы ненадолго прервем наше повествова ние, поскольку подходим к чрезвычайно важной, принци пиальной проблеме. Именно здесь проходит водораздел между духом истинного Православия и духом поразивше го Русский Север беспоповского раскола. Известное на сегодня Житие, а следом за ним и народные сказания, представляют поведение Варлаама сразу после совершенного убийства, мягко говоря, странно. Мы име ем ввиду тот эпизод «Повести...», где говорится, что будто Варлаам «недостойна себя судив еже священно действова т ь паче изволил страдать за грех, - еже с мертвым те лом по морской пучине с места на место плавати». Одна ко, согласитесь, что при такой трактовке событий Варлаам выглядит неким одиноким раскольником, ни признающим канонического единства ни с правящим архиереем, ни с от цом своим духовным, и не нуждающимся ни в чьем благо словении. И тогда, действительно, становится возможным совершенно недопустимым тоном излагать суть великого покаянного делания Варлаама, как, например: «он наказал себя за убийство жены тем, что с трупом ездил на лодке»80. Такое очевидное пренебрежение важнейшими состав ляющими духовности наших северных подвижников, ко торые именуются каноничность и соборность, как раз и есть следствие духа раскола, поразившего Русскую Цер ковь в XVII веке и проникшего в поздние редакции Жи тий. Северный подвижник по воле таких редакторов 80 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых, как исторический источник. М., 1989. С. 341. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz