Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
исходя из текста «Старины...», ее составители даже и не подозревали о том, что те давние трагические события разворачивались не в известном торговом месте Коле, куда и захаживали такие «фарлафы», а в дальнем поморском селе Кереть '. И это несмотря на то, что церковные свидетельства вовсе не упоминают об «изменах и ревностях», настаивая на гораздо более жестоком и тяжком испытании, попу щенным Господом Варлааму и его жене. Старообрядческие редакции Жития также ни о каких изменах речи не ведут, в то же время полагая, что все произошло случайно и, по сути, обыденно. По их версии все дело состояло в том, что «случилось честной супруге пред Варлаамом в чем-то погрешить» и, как и положено в этом случае по «Домострою», жене надлежит быть му жем наказанной. Однако, «приступив же до нея наказати, смиренномудрому наказателю, завистию врага случилось в наказании том паче меры ее уязвити». В результате от «той язвы честныя супруга и умре»72. В определенной степени такому, а подчас и еще более вольному толкованию способствовало весьма невнятное изложение этого важнейшего момента «духовной брани», которую давно вел преподобный Варлаам Керетский с князем тьмы, в дошедшей до нас редакции Жития: «Ви дев его диавол всяческими добродетелями украшена,... простер сеть свою во уловление праведнаго, якоже в древности на Адама, вложив бо его во убийство супруж 71 Именно в Коле «немецкие торговые люди, которые приезжают в Кольский острог на кораблях» и меняют наши товары «на сукна, и на ефимки, и на медь, и на олово, и на питье». Писцовая книга Алая Михалкова 7116 [1608] года. ХарузинН. П. Русские лопари // Императорское Обще ство любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1890. Приложение 2. С. 428. 72 «Слово историческое...». Л. 302 об. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz