Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
ВСТРЕЧА И ПРОЩАНИЕ С этим возвращением иеромонаха Феодорита в Колу и началом монастырских служб отпала необходимость в Кольском приходском священнике. Возможно, сам Фео дорит и привез отцу Василию указ Новгородского Преос вященного о назначении его настоятелем в родное село, в Керетскую Свято-Георгиевскую церковь. Много о чем хотел рассказать и о чем посоветоваться со своим духов ником отец Василий, ибо немало духовных браней и иску- сительных обстоятельств пришлось пережить ему за эти годы пастырского служения в Коле. Поведал он старцу и о своей схватке с могучим бесом, древнем демоне, испокон веку обитавшем на скале Абрам- мыса, что запирает выход из Кольского залива56. Тот злоб ный дух нечистый, прикормленный у древнего языческого капища на мысу, требовал приношения жертв у каждого, кто следовал мимо него, уходя в море на промысел. Не покорным же грозил лукавый погибелью и, надо сказать, нередко угрозы те исполнялись. Когда же узнал Василий о том, что и многие из крещеных рыбаков начали подда ваться страху бесовскому и пытались ублажать нечисто го, принося ему на скалу муку, масло, жир, он «возмутился духом» и, взяв святую воду и фимиам, решительно отпра вился к Абрам-мысу. Взобравшись на скалу, дерзновенно встал он на заклинательные молитвы, запрещая «вселу- кавому, нечистому, скверному, омерзенному и чуждому 56 «В Кольском заливе указывают на отвесную скалу, называемую Абрамовой пахтой. На ней будто бы обитал черт, запиравший выход из губы в океан...» и далее изла гается упомянутое предание. Морозов А. Родина Ломоносова. Архангельск, 1975. С. 442. «Еще в XVII веке мыс назывался Аврамова пахта. Устное предание изменило имя Варлаама в Авраамия или Абрама». Географический словарь Мурманской об ласти. М., 1996. С. 12. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz