Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
жателями, «мужами святыми, некоторыми уж престарев- шими во днях», со старцем Артемием, а так же со старцами Сергием Климиным, Иоасафом Белобаевым и Исааком-пу- стынником, впоследствии ставшими иноками Соловецко го монастыря. «И там во трудах духовных подвизался он вкупе около четырех лет»54. В 1540 году Феодорит завершает свои труды и покидает друзей «заволжцев». Приняв «от богатых некоторых не мало серебра в воздаяние Господу», уже не один, а «с неко торыми другими» вновь отправляется на Крайний Север в район Колы. Здесь, «на устье предреченной Колы реки созидает он монастырь», ставит «церковь во имя Пребез- начальной Троицы и, собрав братию, дает им устав». Устав этот, «правило священное», с одной стороны, предусмат ривает принципы общежительного монастыря (киновии), а с другой - полное «нестяжательное жительство» и до бывание пищи только своими руками. Как учит апостол Павел: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10) и чтобы «нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20, 34). За несколько лет монастырь стал центром христиан ского просвещения в этом районе Лапландии, и «распро странилась во всем том народе проповедь Евангельская»55. Надо полагать, что Феодорит в своем монастыре на реке Коле ввел служение на лопарском языке, поскольку ос новная масса братии состояла из лопарей, ибо «множе ство от них монашеское житие возлюбили, за благодатию Христа нашего и за Того Священное учение». 54 Курбский. С. 329. 55 Курбский. С. 332. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz