Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

жателями, «мужами святыми, некоторыми уж престарев- шими во днях», со старцем Артемием, а так же со старцами Сергием Климиным, Иоасафом Белобаевым и Исааком-пу- стынником, впоследствии ставшими иноками Соловецко­ го монастыря. «И там во трудах духовных подвизался он вкупе около четырех лет»54. В 1540 году Феодорит завершает свои труды и покидает друзей «заволжцев». Приняв «от богатых некоторых не­ мало серебра в воздаяние Господу», уже не один, а «с неко­ торыми другими» вновь отправляется на Крайний Север в район Колы. Здесь, «на устье предреченной Колы реки созидает он монастырь», ставит «церковь во имя Пребез- начальной Троицы и, собрав братию, дает им устав». Устав этот, «правило священное», с одной стороны, предусмат­ ривает принципы общежительного монастыря (киновии), а с другой - полное «нестяжательное жительство» и до­ бывание пищи только своими руками. Как учит апостол Павел: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10) и чтобы «нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20, 34). За несколько лет монастырь стал центром христиан­ ского просвещения в этом районе Лапландии, и «распро­ странилась во всем том народе проповедь Евангельская»55. Надо полагать, что Феодорит в своем монастыре на реке Коле ввел служение на лопарском языке, поскольку ос­ новная масса братии состояла из лопарей, ибо «множе­ ство от них монашеское житие возлюбили, за благодатию Христа нашего и за Того Священное учение». 54 Курбский. С. 329. 55 Курбский. С. 332. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz