Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
рукопись Печенгского монастыря № 3, и далее добавляет: «и тоя ради вины остави супругу и дщерь в дому и отъиде во обитель святого и бысть ему ученик». На первый взгляд, поступок «попа Иоанна», бросив шего жену с ребенком, вызывает полное недоумение и, более того, осуждение. Подобная реакция современного христианина повлекла и известного исследователя житий подвижников Крайнего Севера архимандрита Никодима на путь «корректуры» соблазнительного, на его взгляд, текста предания. Отцом Никодимом были дописаны не обходимые «горестные подробности»: «Только крести ли - дитя умерло. Вскоре умерла и супруга отца Иоанна. Осиротелый отец Иоанн оставил мир, пришел в Печенг- скую обитель и сделался любимым учеником преподоб ного Трифона»47. Хотя на самом деле никаких корректур в тексте предания не требовалось. Просто в те давние времена все то, что требовали чрезвычайно строгие канонические правила Православ ной Церкви, выполнялось неукоснительно и со страхом Божиим. В случае с отцом Иоанном имеет место ситуа ция, оговоренная в 53-м Правиле VI Вселенского Собора. Мать ребенка, жена священника, была вынуждена сама стать восприемницей своей дочери, поскольку, как надо понимать, кроме нее в Коле иных женщин-христианок не оказалось. Откладывать же крещение было нельзя - «мла денцу прилучися зело болети», и была угроза умереть ре бенку некрещеным. «И по общему совету» отец Иоанн с матушкой приняли эту волю Божию и окрестили дочь. 47 Никодим (Кононов), архимандрит. Архангельский патерик. Архангельск, 1902. С. 158. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz