Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
Трифон же возвратился в места своих первоначальных покаянных скитаний - в район реки Печенги, на «примо- рие великого океана, в часть норвежской земли»37, «раз жегшийся желанием» просветить светом веры Христовой печенгских лопарей. Несколько лет он самоотверженно тру дится на ниве Евангельской проповеди. «В том благовестии святый муж доброго желания потрудился немало лет»38. После двенадцати лет пустынножительства, завершая свою первую проповедь Евангелия на берегах Нивы, Колы и Туломы, в 1530 году оба старца, Феодорит и Трифон (тог да еще Митрофан), направляются в Великий Новгород к святителю Макарию. Вернувшись со строителями, они воздвигают церкви: Трифон - на Печенге (у реки Маны) - Свято-Троицкую, для монастыря «новоначального», Фе одорит - на реке Коле Благовещенскую (летнюю) и Ни кольскую (зимнюю)39. Новые подробности этих событий мы можем узнать из недавно обнаруженной иной редак ции Новгородской летописи40: «Того же лета била челом великому князю Диколопская земля, с мурман, сказыва ют, крестилось их 60 человек в Православную Христову веру. И князь великий прислал в Новгород к архиеписко пу Макарию, чтоб архиепископ послал в их землю своего собора священника и дьякона, да у них бы они, приехав служили сорок обедней, да крестили бы их, которые похо- тят. А нехотящих не нудити. И архиепископ Макарей, по государеву слову послал с ними в их землю своего собора 37 Житие прп. Трифона. С. 97. 38 Житие прп. Трифона. С. 101. 39 В «Писцовой книге» за 1608 год читаем: «да в остроге [Кольском укреплении] цер ковь с трапезою Никола чудотворец, клетски, деревянная теплая». 40 См. Конявская Е. Л. Новгородская летопись XVI века из собрания Т. Ф. Большаков: // Новгородский исторический сборник. СПб., 2005. С. 322-383. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz