Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

Трифон же возвратился в места своих первоначальных покаянных скитаний - в район реки Печенги, на «примо- рие великого океана, в часть норвежской земли»37, «раз­ жегшийся желанием» просветить светом веры Христовой печенгских лопарей. Несколько лет он самоотверженно тру­ дится на ниве Евангельской проповеди. «В том благовестии святый муж доброго желания потрудился немало лет»38. После двенадцати лет пустынножительства, завершая свою первую проповедь Евангелия на берегах Нивы, Колы и Туломы, в 1530 году оба старца, Феодорит и Трифон (тог­ да еще Митрофан), направляются в Великий Новгород к святителю Макарию. Вернувшись со строителями, они воздвигают церкви: Трифон - на Печенге (у реки Маны) - Свято-Троицкую, для монастыря «новоначального», Фе­ одорит - на реке Коле Благовещенскую (летнюю) и Ни­ кольскую (зимнюю)39. Новые подробности этих событий мы можем узнать из недавно обнаруженной иной редак­ ции Новгородской летописи40: «Того же лета била челом великому князю Диколопская земля, с мурман, сказыва­ ют, крестилось их 60 человек в Православную Христову веру. И князь великий прислал в Новгород к архиеписко­ пу Макарию, чтоб архиепископ послал в их землю своего собора священника и дьякона, да у них бы они, приехав служили сорок обедней, да крестили бы их, которые похо- тят. А нехотящих не нудити. И архиепископ Макарей, по государеву слову послал с ними в их землю своего собора 37 Житие прп. Трифона. С. 97. 38 Житие прп. Трифона. С. 101. 39 В «Писцовой книге» за 1608 год читаем: «да в остроге [Кольском укреплении] цер­ ковь с трапезою Никола чудотворец, клетски, деревянная теплая». 40 См. Конявская Е. Л. Новгородская летопись XVI века из собрания Т. Ф. Большаков: // Новгородский исторический сборник. СПб., 2005. С. 322-383. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz