Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

делания», стяжание Святого Духа и обожение плоти для «спасения самого себя», дабы «вокруг могли спастись тысячи». Самый прямой путь к стяжанию Духа Святого, а также к обретению премудрости Божественных откро­ вений лежит через опыт непосредственного Богообще- ния, «когда осеняет Свет благоволения Божьего», когда «становится возможным чистым сердцем «узреть Бога», воспринять Его бытийную силу, богатство жизни Самого Бога»35. Около пяти-шести лет постигал Трифон эту великую науку, пребывая вкупе с Феодоритом и научаясь священ- нобезмолвию в иноческом житии. Примерно к 1524 году учитель Феодорит почувствовал, что Митрофан доста­ точно укрепился духом и вполне готов к самостоятельной Евангельской проповеди среди язычников. Стало понят­ но, что они уже могут разделиться и приступить к огла­ шению лопарского народа в двух различных районах его обитания. Феодорит направился с проповедью в районы реки Нивы, к Кандалакшскому заливу, в места обитания Ле­ шей Лопи и Лопи Верхней Земли. Здесь уже в 1526 году он добивается видимых успехов, строит церковь и готовит многих «лоплян ко крещению». «К жителям Киндолаж- ской губы, или лопарям, великий князь посылал священ­ ника и диакона. Сии, нашедши у них много уже знания о христианстве, вскоре многих крестили и воздвигли храм во имя Рождества Иоанна Крестителя и в память духов­ ного рождения крестившихся»36. 35 Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985. C.139. Цит. по Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М., 1998. С. 171. 36 Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVII века. Отд. II. СПб., 1877. С. 440. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz