Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

выше «книжным училищем»32. Но Феодорит к тому вре­ мени уже в полной мере «разжегся желанием пустынного безмолвного жительства »33 и уклонился от перспективы посвятить себя начальственным попечениям над стреми­ тельно растущими монастырскими угодьями. Так что, похоронив вскоре, в 1519 году своего духов­ ного отца и вняв его последнему напутствию о хранении обетов монашеских и заветов отцов-основателей, поки­ нул Феодорит родной погост на Шуе-реке, дабы присту­ пить к главному делу своей жизни - просвещению Ве­ ликой Лапландии. «На кораблеце великою рекою Колой [Кольским заливом], яже впадает своим устьем в Ледо- ватое море», добрался он до «глубоких варваров, лопарей диких». Здесь, в районе рек Колы и Туломы «восходит он на горы, высокия, ихже нарицает Святое Писание ребра Северовы», и вселяется в «тех лесах пустынных, места­ ми непроходимых», срубив себе келью. Через несколько месяцев Феодорит встречает здесь еще одного пустынника, «одинокого старца, Митрофан было имя ему». Отшельник этот жил тут уже около пяти лет. Очевидно, что «старец Митрофан», - никто иной, как великий Трифон Печенгский до принятия им мона­ шеского пострига. Таким образом, в 1519 году произошло событие, оз­ наменовавшее начало принципиально нового этапа в ис­ тории Православия на Кольском Севере, ибо состоялась 32 Отголоском существования того древнего книжного «училища» можно считать записанные воспоминания стариков села Шуерецкого: «в Шуерецкой Никольской церкви, сгоревшей в 30-х годах, хранилось очень много старинных книг, в том числе, даже пергаментное Евангелие», Дмитриев Л. Л., Копанев А. И. Археогра­ фическая экспедиция в Мурманскую область и Карельскую АССР летом 1960 г. // ТОДРЛ. Т. XIX. M. A., 1962. С. 415. 33 Курбский. С. 329. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz