Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
выше «книжным училищем»32. Но Феодорит к тому вре мени уже в полной мере «разжегся желанием пустынного безмолвного жительства »33 и уклонился от перспективы посвятить себя начальственным попечениям над стреми тельно растущими монастырскими угодьями. Так что, похоронив вскоре, в 1519 году своего духов ного отца и вняв его последнему напутствию о хранении обетов монашеских и заветов отцов-основателей, поки нул Феодорит родной погост на Шуе-реке, дабы присту пить к главному делу своей жизни - просвещению Ве ликой Лапландии. «На кораблеце великою рекою Колой [Кольским заливом], яже впадает своим устьем в Ледо- ватое море», добрался он до «глубоких варваров, лопарей диких». Здесь, в районе рек Колы и Туломы «восходит он на горы, высокия, ихже нарицает Святое Писание ребра Северовы», и вселяется в «тех лесах пустынных, места ми непроходимых», срубив себе келью. Через несколько месяцев Феодорит встречает здесь еще одного пустынника, «одинокого старца, Митрофан было имя ему». Отшельник этот жил тут уже около пяти лет. Очевидно, что «старец Митрофан», - никто иной, как великий Трифон Печенгский до принятия им мона шеского пострига. Таким образом, в 1519 году произошло событие, оз наменовавшее начало принципиально нового этапа в ис тории Православия на Кольском Севере, ибо состоялась 32 Отголоском существования того древнего книжного «училища» можно считать записанные воспоминания стариков села Шуерецкого: «в Шуерецкой Никольской церкви, сгоревшей в 30-х годах, хранилось очень много старинных книг, в том числе, даже пергаментное Евангелие», Дмитриев Л. Л., Копанев А. И. Археогра фическая экспедиция в Мурманскую область и Карельскую АССР летом 1960 г. // ТОДРЛ. Т. XIX. M. A., 1962. С. 415. 33 Курбский. С. 329. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz