Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

им, якобы, было дано указание: «На том месте, где рака Пре- подобнаго поставлена, выкопав яму, учинить в ней гроб ка­ менный или кирпичный. Или, обставив по бокам досками и вложив в раку Святаго, учинить на верху своды и, закрепив землею, засыпать до указу вашего святейшества [Святейше­ го Синода], а панихиды в приличные дни и в Проскомидии и в Литургии править по нем, и поминать». В завершение сво­ его донесения Высокопреосвященный Варнава «спрашивал Синод, как тот заблагорассудит быть и чинить повелит». Святейший Синод, «рассуждая о том, что в вышеупомя­ нутых свидетельствах явилась рознь, приказали: быть тем мощам в земле». Также было определено, что «впредь о таких мощах свидетельство чинить опасно, и тех людей, которые к таким мощам станут приписывать чудеса, приво­ дить к присяге - не ложно ли, и для какой учинили страсти, ибо и в оной «Повести...» означены трое человек, те чудеса приписующие, а какова они жития и не подозрительны ли, не означено, почему и верить тому не надлежит»344. Так еще почти на двести лет великий заступник Край­ него Севера преподобный Варлаам Керетский оставался вне признания официальных властей Российской Право­ славной Церкви. Потому и не имеем мы больше иных «поведаний о чуде­ сах», кроме тех, что собрал «некий муж именем Петр Бу­ торин» в 1664 году. Желающих быть «приведенными к при­ сяге» и подвергнуться допросу о том, «для какой страсти» свидетельствуют они «ложь», естественно, не оказалось. Самое же печальное (или, наоборот, утешительное) со­ стояло в том, что все эти «мудрые» решения, политически чур сильно». См. Голубинский. История канонизации. С. 452. Прим. 2. 344 Голубинский. История канонизации. С. 453. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz