Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

шая в их скитах «икона» с названием «Собор архиереев», на которой имелась надпись: «Не стони, аде, скоро ты на­ полнишься архиереями, попами, дьяками...».332 Справедливости ради надо заметить, что и Российская Православная Церковь также отвечала раскольникам явно не христианской любовью: «Тех, которые прежнее Святое Крещение нарицали неправым, исповедав и при­ частив, казнить смертию без всякого милосердия... А кто покорения Святей Церкви не принесет, тех по триднев- ному допросу не покоряющихся, жечь в срубе и пепел развеять»333. Также знал Владыка и о том, сколь большая потреб­ ность у «беспоповцев» в обретении любых значимых свя­ тынь, а тем более мощей святого, имеющего несомненный, признанный авторитет среди всех христиан русского Се­ вера. Стремление обрести подлинные православные свя­ тыни часто толкало беспоповцев на прямые похищения, чему было придумано необходимое оправдание: «аще кто икону древнюю, или ино что украдет из церкви священ­ ное, тот из полону и неволи вызволяет»334. Чувствуя, что так называемые «мощи их святых», на­ пример, «в мнимых мощах славимого ими Корнилия, а с ним Виталия»335, не несут той духоносной силы, как свя­ тые останки прославленных подвижников древности, 332 Выговская Поморская пустынь и ее значение в истории России. Сборник научных статей и материалов. СПб., 2003. С. 14. 333 Указные статьи о раскольниках от 7 апреля 1685 года // Акты, собранные в библи­ отеках и архивах Российской империи археографической экспедицией. СПб., 1836. Т. 4. С. 420. 334 О мнимых мощах, ложных святынях и похищенных // Братское слово. Журнал, по­ священный изучению раскола. М., 1888. № 6. С. 488. 335 О мнимых мощах, ложных святынях и похищенных // Братское слово. Журнал, по­ священный изучению раскола. М., 1888. № 6. С. 488. 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz