Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
Церкви. Недостаток чистоты евангельского духа веры подчас компенсировался различными суевериями, язы ческими действиями, приемами местной практической магии331. Таким образом, перед нами две ясно выраженные спе цифические духовные составляющие поморской жизни, которые во второй половине XVII века увели в раскол большинство жителей Крайнего Севера. Искренняя, го рячая, можно сказать, истовая вера в Бога, пребывающая в парадоксальном согласии с непомерной гордостью. По казательно, что это абсурдное сочетание, этот немысли мый для христианства духовный симбиоз, породивший на Севере Руси трагедию беспоповской веры, справедливо получил характерное название - «Поморское согласие». СИТУАЦИЯ Итак, вернемся к ситуации, в которой оказался архие пископ Холмогорский и Важский Варнава (Волатковский), когда в конце 1724 года получил Указ Святейшего Прави тельствующего Синода произвести освидетельствова ние мощей преподобного Варлаама Керетского. Владыке предстояло освидетельствовать мощи, находящиеся на территории села, абсолютное большинство населения ко торого пребывало в расколе с Православной Церковью. Отношение к официальной церковной духовной вла сти в это время со стороны приверженцев «Выговского (Поморского) согласия» хорошо иллюстрирует бытовав 331 Так, например, известный магический прием вызывания ветра, при котором один из мореходов становится к мачте и, царапая ее ногтями, с присвистом начинает призывать духа нечистого: «Беля, беля, беля, белолапко!». И так до тех пор, пока не почувствуется струя ветра и парус «зарябит». 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz